Роструд график проверок на год. Плановые проверки ГИТ: частота и сроки проведения

Проверок, утвержденным непосредственно Рострудом для территориальных подразделений.

Отметим, что в соответствии со статьей 26.1 , с 01.01.2016 по 31.12.2018 ГИТ не проводила плановые инспекции в отношении малого бизнеса, за исключением предприятий, занимающихся:

  • здравоохранением и медициной;
  • образованием;
  • социалкой;
  • теплоснабжением;
  • обеспечением электроэнергией.

Для всех остальных работодателей действовал мораторий на проверки инспекции по труду в 2018 году. Если возникали основания для внеплановых мероприятий, информация и дата посещения также указывались в плане ГИТ. Но о таких проверках становится известно позже, а саму организацию должны уведомить о приходе контролеров не позднее чем за сутки до их визита.

Однако с 2019 года правила надзора за работодателями меняются. Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ продлил мораторий на плановые проверки малого бизнеса, но в этот раз он не касается проверок, организованных Рострудом, поскольку это ведомство перешло на риск-ориентированный подход и проводит контрольные мероприятия по проверочным листам и с учетом категории риска работодателя. Так что любая компания и ИП, независимо от того, имеет она статус субъекта малого предпринимательства или нет, может попасть в план проверок.

План проверок ГИТ на 2019 год СПб

План проверок ГИТ на 2019 год Москва

Что делать, если к вам пришли

Основанием для проведения любой инспекции является приказ руководителя инспекции. Проверка ГИТ в 2019 году — не исключение.

Поэтому прежде всего при посещении проверяющими вашего офиса вам должны предъявить служебные удостоверения и нормативный документ, в котором указано основание для проведения инспекции.

Кроме того, плановый аудит ГИТ должен в обязательном порядке быть согласован с органами прокуратуры.

Перечень всех возможных оснований указан в статье 360 ТК РФ , в том числе:

  • жалобы бывших и действующих сотрудников;
  • требования прокурора и ряд других.

Обращаем ваше внимание, что инспекторы могут потребовать сведения, которые относятся исключительно к предмету их проверки. Требовать что-либо свыше они не имеют право — прямой запрет прописан в статье 15 указанного .

Журнал проверок

Такой журнал должен быть в каждой компании. Для чего он нужен и как его заполнять, можно прочитать в статье .

Отметим, что все контролеры должны в нем расписываться.

Что проверяет ГИТ при плановой проверке

Наиболее часто проверяют и запрашивают:

  • документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных и охраны труда;
  • , сменности;
  • медицинские книжки.

Однако есть нюанс: требовать бумаги, которые не имеют отношения к предмету исследования, а также изымать оригиналы документов инспекторы не имеют права. Кроме того, существуют сроки, которые проверяющие не могут нарушить. При нарушении сроков результаты ревизии могут быть признаны недействительными.

Например, время, отведенное на плановую или внеплановую инспекцию, не может превышать двадцать рабочих дней, причем в этот срок входит составление акта по результатам инспекции.

Для малого бизнеса общее время инспекции за календарный год не может превышать:

  • 50 часов — для малого предприятия;
  • 15 часов — для микропредприятия;
  • 15 часов — для индивидуальных предпринимателей.

Обратите также внимание, что в этом году инспекторы труда должны будут пользоваться проверочными листами. Ознакомиться с ними можно заранее, а также проконтролировать, чтобы все было в порядке. Скачать чек-листы можно на сайте Роструда .

Оформление результатов

По окончании инспекционных мероприятий проверяющими составляется акт. Он оформляется в двух экземплярах и должен быть составлен непосредственно после окончания инспектирования. Что именно законодательство вложило в термин «непосредственно», никто не знает, но этот документ нужно требовать от проверяющих сразу же после окончания всех мероприятий и, если он предоставлен не будет, обращаться с жалобой в саму ГИТ и прокуратуру.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

Порядок проверки ГИТ в 2019 году изменился. Узнайте, что проверит трудовая инспекция и какое наказание грозит для организации, если выявят нарушения

Читайте в нашей статье

Проверка трудовой инспекции в 2019 году

На весь процесс отводится не более 20 дней. ГИТ может запрашивать как оригиналы документов, так и их копии. Все документы, передаваемые инспекторам, должны сопровождаться описью, дабы потом их можно было истребовать назад. Такой аудит может быть как выездным, так и документальным.

При выездном варианте придется приготовить для работы трудовых инспекторов отдельное помещение с доступом в интернет.

На наш взгляд, документальные проверки более приоритетны для ЮЛ. Придется копировать массу документов, но будет немного времени, чтобы подготовить недостающие или поправить имеющиеся. Тогда как при выездной инспекции этого сделать не получится.

Не стоит предоставлять бумаги, которые не запрашивали, даже если они оформлены безукоризненно. Это может повлечь цепную реакцию и аудитору захочется увидеть и другую сопутствующую документацию, что прямо пропорционально увеличивает риск нарваться на штраф.

Внеплановая проверка трудовой инспекции

Основанием для проведения внеплановой проверки является аудит выданных ранее предписаний и обращения работников. Но большую долю занимают инспекции жалоб сотрудников. Поэтому крайне важно в деятельности предприятия внимательно относиться к персоналу и где-то идти на компромисс. Ведь найденные нарушения могут обойтись дороже.

При внезапных инспекциях срок оповещения работодателя уменьшен до минимума и составляет всего 24 часа. А при существенном риске уничтожения компрометирующих сведений или обстоятельств ЮЛ могут и совсем не предупредить.

При внеплановых проверках есть определенная цель - отстоять права обращающегося сотрудника, поэтому инспектора начинают с аудита той документации, которая позволит раскрыть, подтвердить или опровергнуть факт нарушения трудового законодательства. При этом нанимателю стоит помнить, что проверяющие изначально находятся на стороне сотрудника, так как он априори слабая сторона.

Применение этого подхода началось с 2019 года. Основные критерии отнесения предприятия к тому или иному классу:

  • вид экономической деятельности;
  • численность персонала;
  • долги по зарплате за последние 3 года;
  • наличие несчастных случаев за последние 3 года.

Ранее проверять планово компании можно было только 1 раз в 3 года. После внедрения новой системы этот промежуток сократился до 2 лет для высокорисковых предприятий.

Если компания не согласна с присвоенной ей категорией, она может обжаловать это решение в Роструде.

Использование чек-листов трудовыми инспекторами

Какие документы будут планово проверять, раньше было загадкой. С 2019 года Роструд вводит новый инструмент для проверяющих инспекторов. Теперь в ходе проведения аудита сотрудник ГИТ заполняет специальные “чек-листы”, которые доступны для скачивания на сайте Роструд а. Каждый из них раскрывает конкретную тему.

Перед проведением плановой инспекции ГИТ работодатель может по соответствующим "чек-листам" сам проинспектировать состояние кадровой системы и привести ее в должный вид.

Подготовка к проверке ГИТ

Надо готовиться к аудиту или нет - решать каждому конкретному руководителю самостоятельно. Нам кажется, что проверить стоит не только наличие всех нужных документов, но и присутствие подписей. Ведь легче предотвратить ошибки, чем платить за них.

Часто встречается и задержка заработной платы. Наказание за это нарушение не ограничивается только штрафами. Если задержанные суммы значительны, возможна и уголовная ответственность (ст. 145.1 УК РФ).

Штрафы за неточности в ЛНА также нередки и составляют от 30 до 50 тыс. руб. (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Ежегодно Роструд составляет план, определяющий работодателей, которых будут проверять в следующем году. Этот план согласуется с прокуратурой и находится в свободном доступе. Для того чтобы проверить, включена ли ваша организация в план проверок, необходимо посетить сайт инспекции по труду http://git78.rostrud.ru/plan/ или сайт прокуратуры http://procspb.ru/plan-proverok . В информации, размещенной на этих сайтах, кроме прочего, будет указан месяц проведения проверки, основания ее проведения, вид проверки (В - выездная или Д - документарная), а также название органа государственного контроля (надзора), с которым совместно данная проверка будет проводиться. Утвержденный план в течение года не корректируется.

Заглянуть в этот план будет нелишним перед тем, как утверждается график отпусков на следующий год с тем, чтобы в указанный в графике месяц проверки ключевые сотрудники не оказались в отпуске. А если вы уже график утвердили, то, при необходимости, его придется скорректировать. Извлечение из плана проверок на 2016 год приведено в таблице 1.

Кроме того, если в плане проверок вы видите неправомочное основание ее проведения (например, не прошло 3 года с даты государственной регистрации юрлица), то вам следует написать об этом письмо в государственную инспекцию труда, приложить копии подтверждающих документов, и тогда проверка не состоится. Как показывает практика, около 10% компаний, попадающих в план проверок, оказываются в нем без законных оснований.

Таблица 1

План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год (извлечение)

Характер, виды, основания, сроки и цели проведения проверок приведены в таблице 2.

Таблица 2

Проверки ГИТ: виды, основания, сроки проведения

Характер проверок

Плановые

Внеплановые

Предмет проверки

  • Ø Соблюдение организацией обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами;
  • Ø соответствуют ли обязательным требованиям сведения, которые содержатся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
  • Ø Соблюдение организацией обязательных требований нормативных правовых актов;
  • Ø выполнение предписаний компетентных органов;
  • Ø проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Основания для проведения

Проводится по истечении трех лет со дня:

1) государственной регистрации юрлица;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица;

3) начала осуществления предпринимательской деятельности юридическим лицом.

1) Истечение срока исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений;

2) поступление в инспекцию труда обращения и заявления о фактах нарушения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

Если в федеральную инспекцию труда поступили:

а) обращение или заявление работника о нарушении работодателем трудовых прав;

б) запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте (ст. 219 ТК РФ);

Издание руководителем инспекции труда приказа (распоряжения) по поручениям Президента РФ, Правительства РФ, либо на основании требования прокурора о проведении такой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Срок уведомления

Не позднее чем за 3 рабочих дня до ее начала любым доступным способом.

Не позднее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом.

В случае, когда уведомление о проверке может нанести ущерб ее эффективности и позволит скрыть факт нарушения - уведомление работодателя о предстоящей проверке не допускается.

Полученное от ГИТ уведомление следует зарегистрировать в регистрационном журнале для входящей корреспонденции в целях фиксации срока уведомления.

Сроки проведения

Общее правило - срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней.

Для субъектов малого предпринимательства срок проведения плановой проверки составляет:

  • 50 часов - для малого предприятия;
  • 15 часов - для микропредприятия.

При проведении внеплановой выездной проверки, а также документарной проверки субъектов малого предпринимательства применяется общеустановленное правило - 20 рабочих дней.

При необходимости трудовая инспекция может продлить сроки проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий - не более чем на 15 часов.

Если инспекция труда приняла решение о продлении сроков проверки, то оно должно быть доведено до сведения работодателя не менее чем за 3 рабочих дня до окончания основного срока проведения проверки.

Для юрлица, которое ведет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ одновременно, сроки проверки устанавливаются отдельно по каждому филиалу, обособленному подразделению, представительству, но при этом общий срок не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

Виды проверок

Выездные

Документарные

Место проведения

На территории работодателя.

На территории проверяющего органа власти.

Плюсы и минусы видов проверок

Плюсы - не нужно копировать, заверять, сшивать и передавать для проверки большое количество документов.

Минусы - проверяющие могут запросить любой документ. Также инспекторы могут проверить помещения, занимаемые компанией, задавать вопросы персоналу.

Плюсы - документы для проверки запрашиваются заранее, есть возможность их подготовить.

Если контролирующему органу будет недостаточно предоставленных документов для проведения проверки в полном объеме, то в адрес работодателя может быть направлен запрос о предоставлении дополнительной информации.

Работодатель обязан предоставить указанные в запросе документы или иную информацию в течение десяти рабочих дней.

Минусы - при большом документообороте придется готовить большое кол-во документов, составлять описи и передавать документы по акту.

Правительство России внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект № 983383-6 , которым предлагается установить специальные штрафы за задержку выплаты заработной платы, повысить проценты, предусмотренные статьей 236 Трудового кодекса, увеличить срок обращения работников в суд, разрешить инспекторам ГИТ проводить внеплановые проверки без согласования с органами прокуратуры.

В проекте предполагается, что в случае несвоевременной выплаты заработной платы либо установления заработной платы в размере ниже МРОТ инспекторы ГИТ получат право на проведение внеплановой проверки работодателя. Сейчас для проведения такой проверки требуется наличие жалоб и согласие органов прокуратуры.

Автором законопроекта является Правительство России, поэтому вероятность того, что в ближайшее время Госдума рассмотрит и примет этот законопроект, весьма высока. Таким образом, в ближайшем будущем, количество внеплановых проверок может существенно увеличиться.

Согласно информации, размещенной на сайте трудовой инспекции по г. Санкт-Петербургу, за 2015 год было проведено 7153 проверки, из них всего 1170 проверок выездных, остальные 5983 - документарные (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1

По проведенным проверкам за 2015 год можно сделать вывод, что в 78% случаях проведения проверок ГИТ основанием для проведения являлись обращения граждан и только 16% - были плановыми проверками (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2

По еженедельным отчетам, размещаемым на сайте трудовой инспекции по г. Санкт-Петербургу за 2016 год, можно сделать следующие выводы:

1) в 85 случаях из 100 проверки заканчиваются выявлением правонарушений;

2) из выявленных нарушений более половины касаются охраны труда на предприятии;

3) средний размер административного штрафа составляет 50 000 руб.

Права работодателя при проведении выездной проверки

По требованию работодателя проверяющие обязаны предъявить служебные удостоверения.

Перед началом проверки руководитель организации (представитель) должен получить под роспись копию распоряжения (приказа) руководителя ГИТ, ее обязаны предоставить лица, проводящие проверку.

Работодатель наделен правом запрашивать у должностных лиц всю информацию о том органе, который направил их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней ч. 3 ст. 14 .

Руководитель проверяемой организации или его уполномоченное лицо имеют право присутствовать при проверке, а также давать соответствующие разъяснения п. 1 ст. 21 , абз. 2 п. 8 и проверяющие не имеют права этому препятствовать.

Работодатель имеет право на ознакомление со всеми административными регламентами мероприятий по контролю и порядку их проведения на тех объектах, которые юридическое лицо использует при ведении своей деятельности.

Если руководитель организации (уполномоченный представитель) отсутствует при проведении проверки - выездная проверка (плановая, внеплановая) не может проводиться. Исключением являются случаи, когда проводится проверка по таким основаниям как: причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия.

По окончании проверки инспектор должен составить акт, в котором руководитель (уполномоченное лицо) ставит свою подпись, тем самым подтверждая, что ознакомлен с результатами проведенных мероприятий ч. 1 ст. 16 , абз. 1 п. 61 .

Если работодатель не согласен с выводами или фактами, изложенными в акте по результатам проверки (либо в предписании об устранении выявленных нарушений), он может представить свои возражения в письменной форме. Возражения представляются в орган, производивший мероприятия по контролю в течение 15 дней, с даты получения акта проверки ч. 12 ст.16 , абз. 1 п. 63 .

Если у организации есть документы, которые могут подтвердить обоснованность возражений, то к акту прикладывают заверенные копии таких документов.

Работодатель обладает правом обжаловать в административном или судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, в результате которых были нарушены его права ст. 254 ГПК РФ .

Если к работодателю было применено административное наказание по результатам проверки - его тоже можно оспорить. Для этого следует представить документы, свидетельства или иные аргументы, которые могут подтвердить вашу правоту.

Работодатель также имеет право обратиться с иском в суд о взыскании вреда или упущенной выгоды, которые были причинены действиями (бездействием) должностных лиц органа государственного контроля, и которые были признаны неправомерными ст. 22 .

Обязанности работодателя при выездной проверке

Работодатель обязан предоставлять для проверки документы только в том случае, если до выездной не была проведена документарная проверка ч. 5 ст. 12 , абз. 7 п. 8 .

Если передаются оригиналы документов, то лучше всего оформлять такую передачу письменно. Сделать это можно в виде акта приема-передачи или описи.

При подготовке документов работодатель должен руководствоваться порядком передачи персональных данных работников, который предусмотрен ст. 88 ТК РФ . А именно: в акте нужно указать, что передаваемые данные могут быть использованы только для процедур по контролю.

Руководитель проверяемой организации обязан лично присутствовать при проведении проверки, либо обеспечить присутствие уполномоченных представителей, которые отвечают за организацию и проведение мероприятий по выполнению всех обязательных требований в сфере труда и его охраны ч. 1 ст. 25 , абз. 9 п. 8 .

Кроме того, работодатель обязан обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, а также в здания, строения, и помещения, которые используются организацией при осуществлении ее хозяйственной деятельности, а также к оборудованию и транспорту.

Оформление результатов проверки

По окончании проверки инспектор должен составить акт в двух экземплярах, типовая форма акта утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 .

Один экземпляр вручают руководителю (уполномоченному лицу) проверяемой организации под роспись. Если руководитель отказывается ставить свою подпись - на акте делается соответствующая запись.

Все юридические лица и предприниматели должны вести журнал учета проверок согласно ч. 8 ст. 16 и, в свою очередь, работодатель вправе потребовать от проверяющих произвести запись в таком журнале.

В случае выявления правонарушений по результатам проведенной проверки государственные инспекторы труда одновременно с актом имеют право предъявлять работодателям либо их представителям предписание об устранении нарушений трудового законодательства ч. 3. ст. 16 , абз. 4 п. 60 .

Предъявленные предписания являются обязательными для исполнения ст. 357 ТК РФ .

Срок обжалования предписания не должен превышать:

  • 15 дней, если обжалование производится вышестоящему руководителю или Главному государственному инспектору труда РФ п. 12 ст. 16 .
  • 10 дней при обжаловании в суд ч. 2 ст. 357 ТК РФ .

Срок обжалования начинает исчисляться с даты получения работодателем предписания, приложенного к акту проверки.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения трудового законодательства и сроки привлечения к ответственности, которые установлены ст. 4.5 КоАП РФ , еще не истекли, инспектор в дополнение к акту составляет протокол об административном правонарушении абз. 6 п. 60 Регламента , п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ .

Может случиться, что в ходе проверки будут допущены грубые нарушения установленных требований к организации и проведению проверок, тогда, согласно ч. 1 ст. 20 , ее результаты не могут являться доказательствами нарушения работодателем обязательных требований и требований, предусмотренных муниципальными правовыми актами. Результаты таких проверок подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) либо судом на основании заявления работодателя.

Грубыми нарушениями при проведении проверок являются (ч. 2 ст. 20 ):

  • отсутствие оснований для проведения плановой проверки;
  • несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки;
  • несоблюдение сроков проведения плановых проверок;
  • привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также не прошедших аттестацию граждан;
  • отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки;
  • несогласование с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
  • проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя (заместителя) органа государственного или муниципального контроля;
  • затребование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • превышение установленных сроков проведения проверки;
  • непредставление акта проверки;
  • проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план;
  • проведение выездной проверки с участием экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится проверка.

Глубина проведения проверки

В статье 357 ТК РФ указано, что при проведении проверок государственные инспекторы труда имеют право запрашивать у работодателей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций. При этом закон не ограничивает контролеров в отношении периода для охвата проверкой. Однако работодатель не обязан представлять документы, срок хранения которых истек.

Все кадровые документы должны храниться в организации в соответствии с установленными сроками их хранения. Существует Перечень, регламентирующий сроки хранения кадровых документов, утвержден он приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 . Соблюдать указанные в Перечне сроки должны все организации независимо от формы собственности.

Обратите внимание на Федеральный закон от 02.03.2016 N 43-ФЗ , согласно которому документы по личному составу, созданные после 2003 года необходимо хранить 50 лет. Для документов по личному составу, которые касаются прохождения госслужбы (кроме государственной гражданской) этим законом предусмотрены специальные правила.

Какие документы запрашивают проверяющие

До настоящего времени нет законодательно закрепленного единого перечня документов, который должна иметь в наличии каждая организация. Анализ различных нормативно-правовых актов показывает, что организации должны формировать отдельные локально-нормативные акты, вести те или иные журналы, издавать приказы и другие документы, а также соблюдать сроки их хранения. Каждая организация может составить свой перечень документов, которые должны быть именно в этой компании. В таком перечне необходимо указать не только наименования документов, но и основания их ведения, а также журналы учета документов.

Примерный список документов, который может затребовать при проверке трудовая инспекция, приведен в таблице 3.

Таблица 3

№ п\п

Наименование документа

Трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним

Договоры о полной индивидуальной материальной ответственности и договоры о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности

Ученические договоры

Трудовые книжки

Книга учета движения и приходно-расходная книга по учету трудовых книжек и вкладышей к ним

Личные карточки работников

Штатное расписание

График отпусков и извещение о начале отпуска

Табель учета рабочего времени

Расчетные листы и приказ об утверждении формы расчетного листка

Локальные акты. К обязательным локальным актам относятся правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о персональных данных работников (ст. 87 ТК РФ) и инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ)

Документы по охране труда

Приказы (распоряжения) работодателя

Документы воинского учета граждан

Положение о филиале, представительстве

Положение об аттестации

Положение об охране коммерческой тайны

График сменности

Результаты медицинских обследований работников, если необходимо (ст. 212 ТК РФ)

Иные документы (должны быть в наличии только в тех случаях, когда какие-либо действия работодателя зависят от волеизъявления работника или предусмотрены законодательством РФ)

Трудовые инспекторы имеют право осуществлять надзор и контроль над реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей (ст. 356 ТК РФ ). Кроме документов, подтверждающих выплату пособий, трудовые инспекторы могут проверить наличие аптечки, поскольку статья 223 ТК РФ обязывает работодателей создавать санитарные посты с аптечками. Аптечку иметь обязаны все организации независимо от того, относится их деятельность к производственной или нет. Инспекторы могут проверить не только само наличие аптечки в организации, но и ее комплектацию.

Срок давности привлечения к ответственности и размеры штрафов за нарушение трудового законодательства

Затрагивая тему проверок, невозможно обойти стороной информацию о сроке давности привлечения к ответственности за нарушения трудового законодательства. По истечении этого срока работодатель не может быть привлечен к ответственности за совершенное правонарушение независимо от наличия вины в совершении правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения ст. 4.5 КоАП РФ .

Если же срок давности привлечения к ответственности истек - дело об административном правонарушении должно быть прекращено п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ .

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает истекать с момента наступления указанного срока.

Размер административной ответственности приведен в таблице 4.

Таблица 4.

Ответственность за «трудовые» нарушения

Норма

КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

должностных лиц

ИП

организаций

ч. 2 ст. 5.27

Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, если последний отказывается заключить трудовой договор с человеком, допущенным к работе

ч. 3 ст. 5.27

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора

5 000 - 10 000 руб.

50 000 - 100 000 руб.

Заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения

ч. 5 ст. 5.27

Совершение правонарушения по ч. 2 или 3 ст. 5.27 КоАП РФ лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение

Дисквалификация на 1-3 года

30 000 - 40 000 руб.

100 000-200 000 руб.

ч. 1 ст. 5.27

Иные нарушения законодательства и нормативных актов о труде

Предупреждение или 1 000 - 5000 руб.

Предупреждение или 30 000 - 50 000 руб.

ч. 4 ст. 5.27

Совершение правонарушения по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение

20 000 руб. или дисквалификация на 1-3 года

10 000 - 20 000 руб.

50 000 - 70 000 руб.

ч. 3 ст. 5.27.1

Допуск к труду работника, не прошедшего:

  • обучение требованиям охраны труда и проверку знаний по ним;
  • обязательный предварительный либо периодический медосмотр;
  • обязательный медосмотр в начале рабочего дня (смены);
  • обязательное психиатрическое освидетельствование

15 000 - 25 000 руб.

110 000 - 130 000 руб.

Допуск к труду работника при наличии у него медицинских противопоказаний

ч. 4 ст. 5.27.1

Не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

20 000 - 30 000 руб.

130 000 - 150 000 руб.

ч. 1 ст. 5.27.1

Нарушение иных государственных нормативных требований охраны труда

Предупреждение или 2 000 - 5 000 руб.

Предупреждение или 50 000 - 80 000 руб.

ч. 5 ст. 5.27.1

Совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 - 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение

30 000 - 40 000 руб. или дисквалификация на 1 - 3 года

30 000 - 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

100 000 - 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

ч. 23 ст. 19.5

Невыполнение в срок или ненадлежащее выполнение законного предписания государственного инспектора труда

30 000 - 50 000 руб. или дисквалификация на 1-3 года

30 000 - 50 000 руб.

100 000 - 200 000 руб.

Наиболее часто встречавшиеся нарушения трудового законодательства по результатам проверок ГИТ по г. Санкт-Петербургу за 2015 год, количество вынесенных решений о назначении административной ответственности и суммы штрафов приведены в диаграммах 3, 4 и 5.

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Диаграмма 5

Список литературы
1. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
2. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
3. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н.
4. Методические рекомендации по планированию государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденные Приказом Роструда от 28.10.2010 N 455
5. Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».
6. Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
7. Конвенция N 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле». Заключена в г. Женеве 11.07.1947.
8. Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
9. Приказ Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
10. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ.
11. Постановление Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации (вместе с «ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»).
12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
14. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».
15. Проект Федерального закона N 983383-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.01.2016).
16. Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»
17. Федеральный закон от 02.03.2016 N 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об архивном деле в Российской Федерации».

Все проверки, которые могут случиться в жизни организации, регламентированы Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Федеральный закон изменил положения, которые касаются порядка проведения проверок ГИТ.

Наиболее значимым можно считать переход к риск-ориентированному подходу, когда регулярность плановых проверок будет зависеть от категории риска, присвоенной компании. Всего выделено пять категорий, регулярность проверок от одного раза в два года — для категории высокого риска, до одного раза в шесть лет — для тех, кто причислен к категории умеренного риска. Не будут проверять организации, которым посчастливится попасть в категорию низкого риска.

Второе важное новшество — ограничение списка документов, по которым инспектор вправе проверять работодателя. Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержден Приказом Роструда от 30.12.2016 № 538. Перечень размещен на сайте Роструда. Он достаточно объемен, документов много. Тем не менее это нововведение — скорее плюс, чем минус: если инспектор начинает требовать что-то, выходящее за рамки перечисленных документов, руководитель организации может опротестовать это требование. Кроме того, наличие такого списка позволяет кадровику проверить себя и подготовиться к проверке заранее.

И третье изменение, утвержденное Законом , — это проверочные листы. Проверочные листы (списки контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждены Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10.11.2017 № 655. Государственная инспекция по труду, стремясь снизить трудозатраты, разработала онлайн-опросник, который на начальном этапе позволяет выявить нарушителей. Сервис официально заработал с 1 января 2018 года, и уже сейчас можно проверить себя.

В целом при взаимодействии с ГИТ работодателю стоит опираться на несколько базовых документов:

Федеральные нормативные акты

Подзаконные нормативные акты

  • Российской Федерации
  • Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Федеральный закон (ред. ФЗ от 3.07.2016 № 277-ФЗ) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (в ред. от 16.02.2017 № 197)
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

Все идет по плану, или Какая проверка ждет вас?

В зависимости от целей государственная инспекция по труду проводит плановые и внеплановые проверки.

График плановых проверок утверждается накануне Нового года совместно прокуратурой и ГИТ. График размещен на сайтах ведомств, с ним можно ознакомиться в любое время. Госинспекция обязана дополнительно предупредить работодателя о своем визите за трое суток. Раньше извещения пересылали обычной почтой, сейчас чаще всего информируют электронным письмом.

О внеплановом визите инспекции работодатель должен узнать не позднее чем за 24 часа. В некоторых случаях Трудовой кодекс РФ разрешает не согласовывать выезд инспекторов с прокуратурой и не предупреждать проверяемую организацию (ст. ТК РФ). Это касается проверок, инициированных по жалобам работников, например, на невыплату или неполную выплату заработной платы. Такое допущение — отзвуки Федерального закона , который ужесточил меры ответственности за нарушения в области оплаты труда.

Сейчас в Госдуме рассматривается проект еще одного закона, который даст право на внеплановые проверки по вопросам оформления трудовых договоров, когда вместо трудовых заключены гражданско-правовые договоры.

Виды внеплановых проверок:

  1. Документарные проверки, чаще всего проводятся по жалобе работника. ГИТ не выезжает на место, а запрашивает определенные документы, организация предоставляет их в виде заверенных копий.

Важно! Инспектор не вправе затребовать документы, которые может получить самостоятельно через иные органы государственного или муниципального контроля.

  1. Выездные проверки проводятся в том случае, когда невозможно только лишь через документы проверить соблюдение трудового права, например, оценить реальное состояние территории, зданий, оборудования, наличие ИСЗ.
  2. Комплексные проверки — самые страшные для кадровиков, потому что ГИТ инспектирует все: соблюдение трудового законодательства, локальные нормативные акты, кадровую документацию и меры по охране труда.
  3. Целевые проверки. Поводом для них становятся жалобы работников о нарушениях их трудовых прав. Оставить обращение сейчас несложно: на портале Онлайнинспекция.рф предусмотрена онлайн-форма , через которую можно сообщить о проблеме напрямую. Целевая проверка проводится строго в пределах жалобы, инспектор не может затребовать информацию по иным вопросам.
  4. Тематические проверки. Поводом для такого визита тоже служит жалоба работника, но есть отличия. Если автор обращения не хочет, чтобы работодатель узнал его имя, он вправе указать это (ст. ТК РФ). В таком случае инспектор ГИТ проверяет факты нарушения трудового законодательства не по конкретному человеку, а исследует проблемную сферу в целом по организации или подразделению.

Помним об обязанностях, не забываем о правах

Приезжая в офис работодателя, инспектор должен предъявить удостоверение личности и предписание, где указано основание для проверки.

Что может изучать инспектор? Подробнее об объектах проверок и наиболее частых нарушениях мы расскажем в следующем материале. Здесь лишь перечислим основные объекты, которые могут интересовать инспектора. Это локальные нормативные акты (Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда, Положение о защите персональных данных и пр.), кадровые документы (личные дела, трудовые книжки, приказы и пр.), бухгалтерские документы, которые касаются выплат и удержаний из заработной платы работника, а также документация, связанная со специальной оценкой условий труда.

Важно! Инспектор имеет право требовать только документы, касающиеся предмета проверки, например, по вопросам, указанным в жалобе работника.

Работодатель должен предоставить инспектору все запрашиваемые документы и не препятствовать их изучению. Обязанности работодателя при проверке ( Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ):

  • организации обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать лично или обеспечить присутствие уполномоченных представителей;
  • организации (их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители), индивидуальные предприниматели (их уполномоченные представители), которые допустили нарушение Федерального закона , необоснованно препятствовали или уклонялись от проверок, не исполняли в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Визит представителей госконтроля — мероприятие малоприятное, и работодатели частенько забывают, что у них есть еще и права ( Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ):

  • присутствовать при проведении проверки;
  • давать объяснения по вопросам проверки;
  • получать от органа государственного контроля информацию по проверке;
  • знакомиться с результатами проверки;
  • указывать в акте проверки о согласии или несогласии с результатами проверки — делать это надо сразу же по окончании проверки;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов контроля, повлекшие за собой нарушение прав работодателя — пожаловаться можно вышестоящему инспектору или в судебном порядке;
  • требовать возмещения вреда, причиненного в ходе проверки.

По результатам инспекции руководитель организации под расписку получит:

  1. Акт проверки. Этот документ не подлежит обжалованию, однако в случае несогласия работодатель может в течение 15 дней привести свои возражения.
  2. Протокол об административном правонарушении. Он также не может быть обжалован, но ошибки при его составлении позволят работодателю отменить постановление о назначении административного наказания. Если руководитель организации не согласен с указанными в протоколе нарушениями, он вправе дать объяснения и замечания, чтобы в дальнейшем обжаловать постановление о назначении административного наказания.
  3. Предписание об устранении нарушений. По каждому пункту предписания должны быть ссылки на конкретные статьи и пункты нормативных правовых актов, требования которых нарушены. Подлежит обязательному исполнению. Предписание можно обжаловать в течение 15 дней вышестоящему должностному лицу ГИТ или в течение 10 дней в судебном порядке.
  4. Постановление о назначении административного наказания. Его составляет государственный инспектор труда на основании составленного протокола и других материалов дела. Срок — не позднее 1 года с момента, когда было обнаружено (при длящихся правонарушениях) или совершено правонарушение.

Не стоит забывать, что иногда ГИТ выходит за пределы своей компетенции, начинает проверять сторонние проблемы: вопросы, составляющие содержание трудовых споров (например, о привлечении работника к дисциплинарной ответственности), вопросы дискриминации, компенсации морального вреда и пр. Это значит, что у работодателей есть право оспорить решения ГИТ. И сегодня в судебной практике немало случаев, когда суды отменяют результаты проверки, потому что инспекторы превысили свои полномочия.

В январе 2018 года. План проверок находится в открытом доступе. Предприятия и предприниматели могут ознакомиться с его содержанием и в случае необходимости тщательно подготовиться к предстоящему аудиту. Внеплановые же проверки происходят при наличии оснований, в числе которых, например, может быть заявление или обращение от работников по поводу задержки заработной платы, нарушений его трудовых прав: не предоставление отпуска, работа без заключенного трудового договора, не выдача СИЗ, нарушение процедуры увольнения и другие.

Графики проверок формируются инспекторами не позднее 1 сентября года, предшествующего году проверки. Затем они направляются в органы прокуратуры для установления законности включения в график юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. До 1 декабря территориальная прокуратура выдает предварительный график, на основании которого Генеральная прокуратура до 31 декабря формирует окончательный вариант проверок.

В плане проверок включены следующие реквизиты предприятий: название организации или полное наименование индивидуального предпринимателя; цель ее проведения; продолжительность и даты проведения; ответственная за проверку ГИТ.

При формировании плана прокурорами изучены около 412 тысяч предложений органов контроля всех уровней о проведении в 2018 году проверок субъектов предпринимательства.

В результате проделанной работы в Сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год включены плановые проверки в отношении 350 тысяч хозяйствующих субъектов.

Как ГИТ составляет план проверок?

В план проверки Государственной трудовой инспекции на 2018 год включаются предприятия, исходя из периодичности проверок, не чаще 1 раза в 3 года. Если же юридическое лицо существует менее этого срока, то прийти к нему с очередной проверкой не могут.

Существуют сферы деятельности, в которых этот период может быть сокращен, и в течение 3 лет могут проводиться две или даже более проверок. С перечнем таких сфер деятельности можно ознакомится в п.9 ст.9 № 294-ФЗ, к ним относятся: образование; медицина; энергетика и другие.

Что включается в план проверок ГИТ на 2018 год

План проверок Государственной инспекции по труду на 2018 год разделяется на планы для каждого отдельного региона. Оформляется он на типовой форме и представляет собой таблицу, в которой отображаются следующие данные работодателей и информация о проверке: название компании; место регистрации и нахождения; ОГРН; ИНН; цель инспекции; дата начала, дата предыдущей инспекции, дата регистрации ЮЛ (ИП); число дней проверки; вид проверки (документальная, выездная и т.д.); название органа, осуществляющего проверку.

Особенности в проверках ГИТ в 2018 году

С 01 января 2018 года вносятся некоторые изменения в ход проверок, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов…». С 2018 года при проверке деятельности предприятия проверяющие заполняют проверочные листы. Чек-лист (проверочный лист) представляет собой список контрольных вопросов, которые касаются особо значимых требований трудового законодательства и иных нормативных актов, регулирующих правоотношения, возникающие между работником и работодателем. Выходить за рамки проверочного листа инспектор не может. На сегодняшний день проверочные листы (которых 107), опубликованы на сайте Роструда, ознакомиться с содержанием которых можно, перейдя по ссылке www.rostrud.ru/rostrud/deyatelnost/?ID = 583925

Применение при проверках риск-ориентированного подхода

С 2018 году при проверках будет применяться риск-ориентированный подход в соответствии п. 2 ст. 8.1 ФЗ № 294. Согласно этому принципу, все предприятия делятся на 4 класса опасности. С увеличением класса происходит и сокращение времени между проверками. Если риск на предприятии не высокий, то работодатель освобождается от инспекций на срок до 6 лет. Отнесение компании к тому или иному классу происходит на основании проведенной проверки по шкале рисков, согласно п. 4 ст. 8.1 ФЗ № 294. Если в организации уже была проверка, то она уже отнесена к какой-либо группе. Узнать об этом возможно на сайте Роструда.