Патриарх алексий ii. Алексий II

5 декабря 2008 года преставился патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Почти 20 лет он был Предстоятелем Русской Православной Церкви. В годовщину его ухода, вспомним 7 фактов о Патриархе Алексии II.

Ридигеры

Патриарх Алексий Второй по своему происхождению был из известного прибалтийского дворянского рода. Среди представителей его - граф Федор Васильевич Ридигер, государственный деятель, генерал, герой Отечественной войны 1812 года. Семья деда будущего патриарха жила в Санкт-Петербурге, но вынуждена была в революцию эмигрировать. Отец Алексия учился в одном из самых привилегированных столичных учебных заведений - Императорском училище правоведения. Там воспитывались дети потомственных дворян. Hо завершать образование ему пришлось уже в эстонской гимназии. Мама Алексия Второго, Елена Иосифовна, в девичестве Писарева, была дочерью полковника Белой армии. Его расстреляли большевики в Териоках (Зеленогорск). Поженились родители будущего Патриарха в 1926 году, за три года до рождения сына.

Еще мальчиком, в конце 30-х годов, Алексей дважды побывал на Валааме - в Спасо-Преображенском мужском монастыре на Ладожском озере. Туда он ездил с родителями. Патриарх не раз подчеркивал, что именно эти поездки во многом определили его решимость в выборе Пути. На всю жизнь запомнились ему встречи с духоносными старцами и насельниками обители, их открытость, доступность для каждого паломника. Письма валаамских старцев Патриарх хранил в личном архиве. Следующий визит на Валаам случился через полвека. До конца жизни Алексий Второй возглавлял Попечительский Совет по Возрождению Спасо-Преображенского монастыря.

Крещенская вода

Алеша с детства был при церкви. Любовь к церкви и службам воспитали в нем родители, хотя, стоит признать, что и сам он проявлял немалый энтузиазм в своем устремлении приобщиться церковных тайн. Его рвение даже беспокоило родителей. Любимой игрой Алёши было - служить. При этом он в эту игру не играл, а будучи ещё ребенком, делал всё всерьез. Счастливым днем стал тот день, когда Алёше доверили разливать крещенскую воду. Это стало первым послушанием будущего Патриарха. Ему было 6 лет. В остальном же, как рассказывал Патриарх, он был обычным ребенком: любил играть, ходил в садик, помогал родителям по дому, окучивал картошку...

Паломничество на Афон

Особым местом для каждого православного христианина Патриарх считал Святую гору Афон. В 1982 году Алексий совершил туда паломничество. Об Афоне Патриарх говорил: "Даже в самые тяжкие годы воинствующего атеизма знали русские люди, что их соотечественники-святогорцы вместе со всем афонским братством сочувствуют их страданиям и испрашивают им сил и крепости".

Главным мирским увлечением Патриарха с детства была "тихая охота". Грибы Алексий собирал и в Эстонии, и в России и в Швейцарии. Патриарх с охотой рассказывал о своём увлечении и даже поделился рецептом соленых рыжиков. Идеально рыжики собирать в сухую погоду и не мыть. Но грибы чаще всего бывают в песке, поэтому сполоснуть холодной водой придется, потом пусть она вся стечет, по возможности. А вот если рыжики со мха, то тогда их можно не мыть, обтереть чистой тряпочкой и все. Дальше укладывать в ведро, шляпками вниз. Обязательно рядами. Каждый ряд - посолить. Накрыть все чистой тряпицей, а сверху - большой тарелкой или крышкой и придавить гнетом.

Братья меньшие

Алексий Второй с большим теплом относился к "братьям нашим меньшим". У него всегда были домашние питомцы. В основном собаки. В детстве - терьер Джонни, ньюфаундленд Солдан, дворняга Тузик. На даче Патриарха в Переделкино жило много домашних животных. 5 собак (Чижик, Комарик, Моська, Рой, Лада), несколько коров и коз, куры, кошки. Про коров Алексий II рассказывал, перечисляя: "Самая главная - Белка. Потом Арфа, Ромашка, Зорька, Малышка, Снежинка. Еще телята у нас имеются, коза Роза и козлятки…"

Политика

В 1989 году Фонд милосердия и здоровья, где Алексий состоял членом правления, выдвинул его в народные депутаты СССР. И его избрали. О том периоде своей жизни Патриарх вспоминал с неохотой. "Парламент тех лет превратился в место, где у людей совершенно отсутствовало уважительное отношение друг к другу. Там царствовал дух вечного противостояния, постоянной борьбы, нервозности... Люди не желали элементарно слушать друг друга, а тем более говорить, объясняться нормальным человеческим языком". В политике будущему Патриарху не понравилось. "После каждого заседания съезда народных депутатов я становился просто больным - очень скверно влияла на меня та атмосфера нетерпимости и вражды" - вспоминал Алексий.

Году поступил в Ленинградскую духовную семинарию , которую окончил по первому разряду в году.

Священство

Епископ Таллинский

14 ноября того же года назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата .

22 декабря того же года назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода по должности.

7 мая года назначен председателем Учебного Комитета Русской Православной Церкви , который осуществляет руководство духовно-учебными заведениями Русской Православной Церкви .

26 августа того же года избран почетным членом Московской духовной академии .

Избран в состав Комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора РПЦ 1971 года и назначен председателем процедурно-организационной группы, а также председателем секретариата Поместного Собора РПЦ года.

Поручено возглавить Богословскую рабочую группу Комиссии Священного Синода по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси.

Патриарх Московский и всея Руси

17 мая года с первоиерерхом РПЦЗ митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром подписал "Акт о каноническом общении ", знаменующий воссоединение Русской Православной Церкви Зарубежом с Московским Патриархатом .

Экуменическая и общественная деятельность

Делегат 3-й Генеральной Ассамблеи Всемирного Совета Церкви в Нью-Дели в 1961 году; член Центрального комитета Всемирного Совета Церквей с 1961 по 1968 гг.; участник сессии ЦК РСЦ в Париже (Франция) - 1962 г.; Рочестере (США) - 1963 г.; Онугу (Нигерия) - 1965 г.; Женеве (Швейцария) - 1966 г.; Президент Всемирной конференции "Церковь и общество" - 1966 г. в Женеве (Швейцария); член комиссии "Вера и устройство" ВСЦ с 1964 по 1968 гг. и участник сессии в Архусе (Дания) 12-26 августа 1964 г.

Глава делегации РПЦ на богословских собеседованиях с делегацией Евангелическо-Лютеранской Церкви Германии, ФРГ, Арнольдсхайн II - 20-25 октября 1962 г.

Глава делегации РПЦ на богословских собеседованиях с делегацией Союза Евангелических Церквей в ГДР - "Загорск-V", 13-16 ноября 1984 г. в Троице-Сергиевой Лавре г. Загорска.

На 8-й Генеральной Ассамблее (октябрь 1979 г.) был основным докладчиком на тему "В силе Святого Духа - служить миру".

С 1971 года - вице-председатель Президиума и Совещательного комитета Конференции Европейских Церквей. На первых заседаниях Президиума и Совещательного Комитета КЕЦ, после VII и VIII Генеральных Ассамблей 1974 и 1979 гг. переизбран на пост вице-председателя Президиума Совещательного комитета.

Возглавлял делегации Русской православной Церкви на Генеральные Ассамблеи КЕЦ: 1964 г. - Борнхольм (Дания); 1967 г. - Петшах (Австрия); 1971 г. - Ниборг (Дания); 1974 г. - Энгельберг (Швейцария); 1979 г. - Крит (Греция).

Участник совместных заседаний Президиума и Совещательного комитата КЕЦ:

  • Вена, Австрия - 1965 г.; Фальстербо, Швеция - 1966 г.;
  • Бухарест, Румыния - 1967 г.; Тун, Швейцария - 1968 г.;
  • Эль-Эскориаль, Испания - 1969 г.; Аут-Пулхейст, Голландия - 1970 г.:
  • Марсель, Франция - 1971 г.; Пухсерг, Австрия - 1972 г.;
  • Либфраунберг, Франция - 1975 г.; Москва, СССР - 1976 г.;
  • Яссы, Румыния - 1977 г.; Трондхейм, Норвегия - 1978 г.;
  • Сигтуна, Швеция - 1979 г.; Зальцбург, Австрия - 1980 г.;
  • Карри ле Руа, Франция - 1981 г.; Афины, Греция - 1982 г.;
  • Оксфорд, Англия - 1983 г.; Лез Аван, Швейцария - 1984 г.;
  • София, Болгария - 1985 г.

Участник сессий Президиума Конференции Европейских Церквей:

  • Бухарест, Румыния - 1965 г.; Неаполь, Италия - 1968 г.;
  • Виндзор, Англия - 1969 г.; Пояна-Брашов, Румыния - 1970 г.;
  • Женева, Швейцария - 1971 г.; Загорск, СССР - 1972 г.;
  • Крит, Греция - 1974 г.; Бад-Гандерсхейм, ФРГ - 1976 г.;
  • Женева, Швейцария - 1976 г.; Манчестер, Англия - 1977 г.;
  • Варшава, Польша - 1978 г; Хельсинки, Финляндия - 1980 г.;
  • Прага, ЧССР - 1981 г.; Эрнст Силлем Хове, Голландия - 1982 г.;
  • Женева, Швейцария - 1983 г.

На заседании Президиума и Совещательного Комитета КЕЦ в Лез Аване 4 мая 1984 г. избран членом комитета по избранию Генерального Секретаря КЕЦ. Март 1987 г. - избран председателем Президиума и Совещательного Комитета КЕЦ.

На юбилейном заседании комитета программы Церквей по правам человека в свете выполнения условий Заключительного Акта Хельсинки 12-16 июня 1985 г. в Арвепняя, Финляндия, представлял руководство Конференции Европейских Церквей.

С 1972 года - член совместного комитета Конференции Европейских Церквей - Совета Епископских Конференций Европы, Римско-Католической Церкви и участник заседаний этого комитета:

  • Женева, Швейцария - 1972 г. Локкум, ФРГ - 1977 г.
  • Франкфурт-на-Майне, ФРГ - 1973 г. Копенгаген, Дания - 1979 г.
  • Цюрих, Швейцария - 1974 г. Байэнроде, ФРГ - 1981 г.
  • Женева, Швейцария - 1975 г. Санкт-Галлен, Швейцария - 1982 г.
  • Бад-Гандерсхейм, ФРГ - 1976 г. Картиньи, Швейцария - 1983 г.
  • Женева, Швейцария - 1977 г. Люксембург - 1984 г.

Участник первой широкой встречи между Конференцией Европейских Церквей и Советом Епископских Конференций в Шантини, Франция, 10-14 апреля 1978 г.

Участник второй широкой встречи между Конференцией Европейских Церквей и Советом Епископских Конференций Европы Римско-Католической Церкви, 16-19 ноября 1981 г., Легумклостер, Дания.

Участник третьей широкой встречи между КЕЦ и СЕКЕ, 3-7 октября 1984 г. в Рива дель Гарда, Северная Италия, на тему: "Наше кредо - источник надежды".

Инициатор и председатель Первого семинара Церквей Советского Союза - членов КЕЦ и Церквей, поддерживающих с Европейской экуменической организацией братское сотрудничество, 27-29 июня 1982 г. в Пюхтицком Успенском женском монастыре и Второго семинара - "Пюхтице-2", 15-17 мая 1984 г.

Активно участвовал в работе общественных организаций:

  • с 1962 г. - член Эстонского Республиканского Комитета защиты мира;
  • с 1963 - член Правления Советского фонда мира, участник Всесоюзных конференций и заседаний Бюро Правления фонда мира; участник учредительного собрания общества "Родина", на котором избран членом Совета общества с 15 декабря 1975 г.;
  • делегат 2-й Всесоюзной Конференции общества "Родина". Переизбран членом Совета общества "Родина" 27 мая 1981 г.;
  • 24 октября 1980 г., на V Всесоюзной Конференции общества Советско-Индийской дружбы, избран вице-президентом этого Общества;
  • делегат IV Эстонской Республиканской Конференции Общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами. 13 февраля 1981 г. избран членом Правления Эстонского Республиканского Общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами;
  • делегат Конференции представителей советской общественности за всеобщее разоружение и мир, 29-30 мая 1962 г.;
  • делегат Всесоюзной Конференции представителей советской общественности за мир, национальную независимость и разоружение, 17-18 июня 1965 г.;
  • делегат Советской конференции сторонников мира, 9-10 октября 1974 г.;
  • делегат Всемирного Форума миролюбивых сил, 14-16 января 1977 г.;
  • делегат Всемирного конгресса за мир и мирное сотрудничество, Нью-Дели, Индия, ноябрь 1964 г.;
  • председатель секретариата и делегат Конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами, 1969 год;
  • делегат Всемирной Конференции "Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами", 6-11 июня 1977 г. в Москве;
  • участник Всесоюзной Конференции, посвященной итогам 9-го Всехристианского конгресса в Праге, Москва, 14-16 ноября 1978 г.
  • глава делегации РПЦ на коллоквиуме КЕЦ "Церкви Европы и Хельсинки", Буков, ГДР, октябрь 1975 г.
  • делегат 2-го Всехристианского мирного конгресса в Праге - 1964 год;
  • председатель комиссии "Мир и экумена" Христианской Мирной конференции с 1964 по 1968 годы;
  • делегат от РПЦ на международной межрелигиозной встрече по созыву Всемирной Конференции религиозных деятелей 1982 г., 1-2 октября 1981 г.;
  • почетный гость Всемирной Конференции "Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы", 10-14 мая 1982 года г. Москва;
  • делегат Всемирной Христианской Конференции "Жизнь и мир", 20-24 апреля 1983 года г. Упсала, Швеция. Избран на этой конференции одним из ее президентов;
  • участник Исследовательской Консультации КЕЦ "Динамика надежды: доверие, разоружение, мир", 26-31 мая 1983 года г. Москва;
  • с 19 декабря 1983 г. - член общественной комиссии Советского Комитета защиты мира по связям с религиозными кругами, выступающими за мир;
  • сопредседатель встречи религиозных деятелей Советского Союза и Индии, посвященной современному международному положению и, в частности, в районе Индийского океана, 1-2 октября 1984 года г. Москва;
  • делегат Всесоюзной Конференции сторонников мира 23 января1985 года г. Москва.

За годы своего епископского служения посетил многие страны и был участником многих церковных событий:

  • участник первого Всеправославного совещания на о. Родос, 1961 год;
  • в составе делегации РПЦ посетил с 8 по 15 апреля 1964 г. Церковь Дании;
  • возглавлял делегацию РПЦ на торжествах 800-летия Упсальской архиепископской кафедры, Швеция, 11-18 июня 1964 г.;
  • возглавлял паломническую группу РПЦ по Святым местам Иордании и Израиля в Страстную седмицу и праздник Св. Пасхи 1965 г.;
  • возглавлял паломническую группу РПЦ по Святым местам Иерусалима и Израиля с 6 по 21 июня 1984 г. и с 21 по 25 июня 1984 г. находился в качестве гостя Кипрской Православной Церкви на Кипре;
  • возглавлял делегацию РПЦ на торжествах Малабарской Церкви, в связи с 150-летием богословской семинарии, и был гостем Поместного Собора этой Церкви в Катояме, Индия, 22 декабря 1965 г.-4 января 1966 г.;
  • член делегации Священного Синода РПЦ на торжествах, в связи с 20-летием Львовского Собора во Львове, 21-28 апреля 1966 г.;
  • возглавлял делегацию РПЦ на торжествах 450-летия основания монастыря в Куртя-де-Аржеш, Румыния, авг. 1967 г.;
  • участник торжеств по случаю освящения Мира Армянской Апостольской Церкви, 1962 г.;
  • глава делегации РПЦ на торжествах освящения Мира в Эчмиадзине, 1969 г.;
  • глава делегации РПЦ на интронизации Святейшего Католикоса-Патриарха Давида V, Тбилиси, 1972 г.;
  • в составе делегации руководящих деятелей КЕЦ посетил Церкви - члены КЕЦ в Португалии, 26 ноября-1 декабря 1976 г.;
  • глава делегации РПЦ на похоронах Блаженнейшего Патриарха Румынии Юстиниана, 30 марта-1 апреля 1977 г.;
  • возглавлял церковные торжества в Смоленске в связи с 300-летием Успенского кафедрального собора, 8-11 августа 1977 г.;
  • глава делегации РПЦ на похоронах Святейшего Католикоса-Патриарха всей Грузии Давида V, 9-12 ноября 1977 г.;
  • глава делегации РПЦ на Конференции Лютеранских Церквей Европы в Таллине, 7-13 сентября 1980 г.;
  • председатель комиссии по празднованию 600-летия Куликовской битвы и участник торжеств, посвященных 600-летию Куликовской битвы в г. Туле, на поле Куликовом и Троице-Сергиевой Лавре, 17-21 сентября 1980 г.

С 26 по 31 октября 1980 года находился с визитом в Финляндии в качестве гостя Лютеранской и Православной Церкви Финляндии;

С 4 по 12 июня находился в Финляндии по приглашению Главы Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии архиепископа Викстрема и посетил Хельсинки, Лахти, Куопио, Порво, Н.-Валаамский и Линтульский монастыри;

С 11 по 28 ноября 1980 года возглавил паломническую группу РПЦ, посетившую Св. Гору Афон и Святыни Элладской Церкви.

Награды

Церковные

Светские

  • Государственный орден СССР "Дружбы народов" 22/11-1979 г.
  • почетная грамота Советского фонда мира 23/VII-1969 г.
  • медаль Советского фонда мира и почетной грамотой 13/ХII-1971 г.
  • памятная настольная именная медаль Советского фонда мира 1969 г.
  • медаль Всемирного совета мира, в связи с 25-летием движения сторонников мира 1976 г.
  • медаль Советского комитета защиты мира, в связи с 25-летием образования комитета 1974 г.
  • почетная грамота Советского комитета защиты мира 11.1979 г.
  • почетная грамота Советского фонда мира и памятной медалью 11.1979 г.
  • памятная медаль Всемирного Совета Мира, в связи с 30-летием движения сторонников мира 1981 г.
  • почетный знак Правления Советского фонда мира за активное участие в деятельности фонда 15/ХII-1982 г.
  • грамота общества советско-индийской дружбы (ЖМП. 1986, № 5, 7).

Сочинения

  • "Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист" (Кандидатское сочинение. Машинопись).
  • Речь при наречении во епископа Таллинского ЖМП. 1961, № 10, с. 10.
  • Речь на Конференции советской общественности Эстонской ССР. ЖМП. 1962, № 6.
  • Речь при открытии богословских собеседований с делегацией Евангелическо-Лютеранской Церкви ФРГ "Арнольдсхайн-II" 21 октября 1982 г. ЖМП. 1983, № 12, с. 41.
  • "Русская Православная Церковь и фонд мира" ЖМП. 1964, № 6.
  • "Поездка в Данию". ЖМП. 1964, № 6 и 7.
  • "Заседания комиссии "Вера и церковное устройство в Орхусе" ЖМП. 1964, № 10.
  • К оценке прошлой деятельности Конференции европейских Церквей и по поводу предстоящих ей задач" ЖМП. 1964, № 11.
  • "Международная конференция за мир и сотрудничество в Нью-Дели". ЖМП. 1965, № 1.
  • "Заседания комиссии РСЦ "Вера" и церковное устройство в Орхусе". ЖМП. 1965, № 6.
  • Приветственный адрес Председателя Учебного Комитета от имени духовных академий и семинарий Русской Православной Церкви Богословской семинарии в Коттаямо в день ее 150-летия. ЖМП. 1966, № 2, с. 3.
  • "Памяти епископа методистской церкви доктора Ф. Зигга". ЖМП. 1966, № 2, с. 53-55.
  • Доклад на торжественном акте 23 апреля 1966 г., посвященном 20-летию Львовского Собора и ликвидации унии. ЖМП. 1966, № 6, с. 9-15.
  • Доклад на заседании комиссии ХМК по изучению экуменических проблем. Бухарест, май, 1966 г.
  • Христианство в СССР. "Московские Новости" 29/Х-1966 г.
  • "Юбилей пастыря". ЖМП. 1968, № 11, с. 31-32.
  • "Конференция советского фонда мира" (1 апреля 1969 г.). ЖМП. 1969, № 5, с. 40-42.
  • "Выступление на 1-м заседании 1-й рабочей группы Конференции представителей всех религий в СССР, 2 июля 1969 г. ЖМП. 1969, № 9, с. 48-49.
  • Интервью М. Алексия с корреспондентом радио ФРГ 27 октября 1970 г. ЖМП. 1970, № 12, с. 6-7.
  • "На высоком посту Патриаршего Местоблюстителя" ЖМП. 1971, № 2, с. 6-11.
  • Ответ на вопрос корреспондента АПН. ЖМП. 1971, № 5, с. 3-5.
  • "О миротворческой деятельности Русской Православной Церкви" (Содоклад на Поместном Соборе 31 мая 1971 г.) ЖМП. 1971, № 7, с. 45-62.
  • "Поместный Собор Русской Православной Церкви", изд. 1972 г., с. 80.
  • Слово при вручении Владимирской иконы Божией Матери от лица Поместного Собора Святейшему Патриарху Пимену. ЖМП. 1971, № 9, с. 22; "Поместный Собор Русской Православной Церкви", изд. 1972 г., с. 264.
  • "Важная веха на пути к европейской безопасности" ЖМП. 1971, № 9, с. 44-45.
  • "Во имя общего дела" (к 10-летию Советского фонда мира). ЖМП. 1971, № 12, с. 49-50.
  • Слово в день первой годовщины патриаршего служения Патриарха Пимена. ЖМП. 1972, № 7, с. 7-9.
  • Речь на молебне в день открытия заседания Президиума КЕЦ в Троице-Сергиевой Лавре 18 апреля 1972 г. ЖМП. 1972, № 7, с. 50-52.
  • Речь Святейшему Католикосу-Патриарху всей Грузии Давиду V после его интронизации в Мцхетском соборе 2 июля 1972 г. ЖМП. 1972, № 8, с. 49-51.
  • Речь на приеме по случаю интронизации Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всей Грузии Давида V, 2 июля 1972 г. ЖМП. 1972, № 8, с. 51-62.
  • Речь при вручении архиерейского жезла епископу Рязанскому Симону (Новикову) 14 октября 1972 г. ЖМП. 1972, № 12, с. 9-11.
  • Речь при вручении архиерейского жезла епископу Тамбовскому Дамаскину (Бодрому) 18 октября 1972 г. ЖМП. 1972, № 12, с. 14-16.
  • Христианский взгляд на экологическую проблему" ЖМП. 1974, № 3, с. 43-48; № 4, с. 35-39.
  • Интервью М. Алексия корреспонденту Всесоюзного радио 6 ноября 1974 г. ЖМП. 1975, № 1, с. 46-47.
  • Выступление на пленуме Советского комитета за европейскую безопасность и сотрудничество 18 февр. 1975 г. ЖМП. 1975, № 4, с. 52.
  • Слово поздравительное с днем Св. Пасхи Патриарха Пимена 5 мая 1975 г. ЖМП. 1975, № 7, с. 16-17.
  • Речь канонику Раймонду Гоору после вручения ему Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами" в Свердловском зале Кремля 26 ноября 1975 г. ЖМП. 1976, 12, с. 38.
  • Выступление на учредительной конференции общества "Родина" 15 декабря 1975 г. ЖМП. 1976, № 2, с. 39.
  • Речь при вручении жезла епископу Алма-Атинскому Серафиму (Гачковскому). ЖМП. 1976, № 3, с. 12.
  • Значение Поместного Собора 1971 г. ЖМП. 1976, № 8, с. 7.
  • Интервью Всесоюзному радио 18 июня 1976 г. ЖМП. 1976, № 8, с. 36.
  • "Пятая годовщина Патриаршей интронизации" ЖМП. 1976, № 8, с. 6.
  • Речь на пленуме Советского Комитета защиты мира, 17 августа 1976 г. ЖМП. 1976, № 11, с. 36.
  • Выступление в дискуссионной группе Всемирного форума миролюбивых сил 15 января 1977 г. ЖМП. 1977, № 4, с. 35.
  • Интервью Всесоюзному радио 26 февраля 1977 г. ЖМП. 1977, № 5, с. 7.
  • Речь у гроба Блаженнейшего Патриарха Румынского Юстиниана 31 марта 1977 г. ЖМП. № 6, с. 34.
  • Заявление о проекте новой Конституции СССР. ЖМП. 1977, № 10, с. 5.
  • Проповедь в день празднования Смоленской иконы Божией Матери в день 300-летия Смоленского Успенского собора, 10 августа 1977 г. ЖМП. 1977, № 10, с. 26.
  • "Гуманизм и забота о человеке" Газета "Голос Родины". 1977. № 38 (сент.).
  • Выступление на заседании Совета общества "Родина", 29 сентября 1977 г. ЖМП. 1977, № 12, с. 34.
  • Речь при вручении жезла епископу Ивановскому и Кинешемскому Амвросию (Щурову) 18 октября 1977 г. ЖМП. 1978, № 1, с. 34.
  • Слово у гроба святейшего и Блаженнейшего Патриарха всея Грузии Давида V в Сионском соборе 10 ноября 1977 г. ЖМП. 1978, № 3, с. 45.
  • Архиепископ Альфред Тооминг (некролог). ЖМП. 1978, № 4, с. 61.
  • Речь на Всесоюзной конференции Советского фонда мира. ЖМП. 1978, № 7, с. 43.
  • Слово перед заупокойной молитвой о почившем папе Иоанне-Павле I в Богоявленском Патриаршем соборе. ЖМП. 1978, № 12, с. 59.
  • Восьмая годовщина Патриаршей интронизации, слово Митрополита Алексия. ЖМП. 1979, № 8, с. 14.
  • "Прииди и виждь" - о религиозной жизни в СССР и подготовке священнослужителей. Газета "Голос Родины". 1979. № 33 (2177) (авг.).
  • Тезоименитство Святейшего Патриарха Пимена, слово Митрополита Алексия. ЖМП. 1979, № 11, с. 10.
  • "В служении миру". Газета "Нейе Цейтунг". 1979. № 269, 14.11.
  • Интервью газете Кодумаа (Родина) (на эстонском языке), № 50, 12 декабря 1979 г.
  • "В силе Святого Духа - служение миру": Доклад на VIII Генеральной Ассамблее КЕЦ, Крит, Греция 18-25 октября 1979 г. ЖМП. 1980, № 1, с. 54; № 2, с. 62; № 3, с. 57.
  • Выступление на собрании Советской общественности, посвященном дню действий против размещения в странах Западной Европы ракет среднего радиуса действия. ЖМП. 1980, № 2, с. 41.
  • Приветствие по поводу 25-летия газеты "Голос Родины". "Голос Родины". 1980. № 14 (2210) (апр.)
  • На службе мира - беседа записанная накануне Олимпиады-80, Газета "Нойэс Цейт", ГДР, 19 июля 1980 г., с. 5.
  • Слово по случаю девятой годовщины Патриаршей интронизации. ЖМП. 1980, № 8, с. 7.
  • Празднование 70-летия Патриарха Пимена, вступительное слово. ЖМП. 1980, № 9, с. 16.
  • Наследие Совещания по безопасности и разоружению Европы важно для мира. Газета "Аамулехти", Финляндия, 29 октября 1980 г.
  • Слово при вручении жезла епископу Афанасию (Кудюку) 1 сент. 1980 г. ЖМП. 1980, № 11, с. 11.
  • Слово перед панихидой в Иоанно-Богоявленском храме села Куркино Тульской еп., в связи с 600-летием Куликовской Победы. ЖМП. 1980, № 12, с. 13.
  • Слово на открытии торжественного акта в Московской духовной академии и семинарии по случаю 600-летия Куликовской Победы. ЖМП. 1980, № 12, с. 15.
  • Послание читателям журнала "Наша жизнь" к празднику Рождества Христова. "Наша жизнь" изд. Русского культурно-демократического Союза Финляндии № 1(241), 1981, с. 6.
  • "За мирную Европу", интервью газете "Голос Родины". "Голос Родины", № 11 (2259) март, 1980, с. 13.
  • Накануне встречи в Легумклостере. (интервью).
  • Слово по случаю 10-летия Патриаршей интронизации в Богоявленском соборе 3 июня 1981 г. ЖМП. 1981, № 8, с. 7.
  • Речь на второй Всесоюзной Конференции Общества "Родина" 27 мая 1981 г. ЖМП. 1981, № 9, с. 48.
  • Поздравление читателей газеты "Голос Родины" к 1 Мая и дню Победы. "Голос Родины", № 19, май 1982 г., с. 10.
  • "Сохранить священный дар жизни" (статья). "Голос Родины" № 23, июнь, 1982 г., с. 11.
  • Аннотация к пластинкам, выпущенным к 600-летию Куликовской битвы. Москва, 1981 г.
  • Речь на приеме в честь делегации Совета Евангелических Церквей Германии (ФРГ) 24 июня 1982 г. ЖМП. 1982, № 9, с. 61.
  • Послание читателям журнала "Наша жизнь" к Рождеству Христову и Новому Году. "Наша жизнь", № 6, 1982, с. 35.
  • Речь Святейшему Патриарху Пимену в день его тезоименитства в Пименовском храме г. Москвы 9 сент. 1982 г. ЖМП. 1982, № 12, с. 36.
  • Слово при вручении жезла епископу Дмитровскому Александру (Тимофееву). Покровский храм МДА 14 октября 1982 г. ЖМП. 1982, № 12, с. 40.
  • Слово к участникам "Марша Мира-82" в Троице-Сергиевой Лавре 24 июля 1982 г. ЖМП. 1982, № 12, с. 104.
  • "Остановить гонку ядерных вооружений, предотвратить войну". Газета "Известия" 30 апр. 1983 г., с. 4. Газета "Кодумаа" 11 мая 1983 г., с. 7 (на эст. яз.).
  • "Выбор в пользу жизни". Газета "Московские Новости", 1983, № 20, 19 мая, с. 6.
  • Речь при вручении диплома доктора богословия гонорис кауза 12 ноября 1983 г. в Праге. ЖМП. 1983, № 4, с. 46.
  • Доклад "Филокалия в русской аскетической мысли". ЖМП. 1983, № 4, с. 46.
  • "Во имя жизни мы должны совместно действовать". "Новая Газета", 21 мая 1983 г., № 119.
  • "Призыв к христианам мира". Консультативная встреча представителей Церквей Европы в Москве. Газета "Голос Родины", июнь 1983 г., № 24, с. 12.
  • "За спасение священного дара жизни" Журнал "Отчизна", № 5, с. 29.
  • Интервью "Положить конец гонке вооружений". Журнал "Советская страна", июнь, 1983 г.
  • Речь в Богоявленском Патриаршем соборе в день празднования 12-й годовщины интронизации Святейшего Патриарха Пимена. ЖМП. 1983, № 8, с. 16-17
  • Слово на экуменическом богослужении при открытии Консультации КЕЦ "Динамика надежды: доверие, разоружение, мир", 26 мая 1983 г., г. Москва. ЖМП. 1983, № 8, с. 66.
  • "Реставрируется Даниловский монастырь" (интервью). Газета "Московские новости", № 45, 6 ноября 1983 г., с. 11.
  • Проповедь на день празднования иконы Божией Матери Тихвинской. ЖМП. 1983, № 10, с. 24.
  • Слово в день тезоименитства Святейшего Патриарха Пимена 9 сент. 1983 г. ЖМП. 1983, № 11, с. 7.
  • Статья "Жизнь и мир". Упсальская Всемирная Христианская Конференция. ЖМП. 1983, № 11, с. 36-39.
  • Послание к Рождеству Христову и Новому Году читателям журнала "Наша жизнь". "Наша жизнь", 1983, № 6, с. 3-4.
  • "Очерки по истории православия в Эстонии". 806 с. (докторская диссертация) (машинопись).
  • Речь на Советско-французском коллоквиуме "Проблема разоружения и укрепление мира" 24 января 1984 г. ЖМП. 1984, № 4, с. 38.
  • Речь на Всесоюзной Конференции Советского фонда мира в Доме Союзов, 31 января 1984 г. ЖМП. 1984, № 5, с. 54.
  • Выступление на заседании Совета общества "Родина" 16 февраля 1984 г. ЖМП. 1984, № 7, с. 51.
  • Речь при вручении жезла епископу Алма-Атинскому Евсевию (Савину) 1 апреля 1984 г. в Богоявленском Патриаршем соборе. ЖМП. 1984, № 6, с. 13.
  • Слово в день 13-й годовщины интронизации Патриарха Пимена в Богоявленском Патриаршем соборе 3 июня 1984 г. ЖМП. 1984, № 8, с. 11.
  • Слово в день 74-й годовщины со дня рождения Святейшего Патриарха Пимена в храме Ризоположения в г. Москве 23 июля 1984 г. ЖМП. 1984, № 9, с. 9.
  • Послание читателям журнала "Наша жизнь" Русского культурно-демократического Союза в Финляндии к Рождеству Христову и Новому году. "Наша жизнь", 1984, № 6.
  • Слово на открытии Пятого богословского собеседования "Загорск-V", 13 ноября 1984 г. в Троице-Сергиевой Лавре. ЖМП. 1985, № 4, с. 64.
  • Интервью газете "Ууси Суоми" "Русская церковь готовится к 1000-летию, Митрополит Таллинский взывает к духу Хельсинки". "Ууси Суоми", 7 июня 1985 г., с. 9.
  • Интервью газете "Баркауден ляхти" "Доверие церквей и народов может предотвратить войны" Митрополит Алексий на Валааме. "Баркауден ляхти", 10 июня 1985 г.
  • Интервью газете "Хельсинки саномат" "Эстонская православная церковь верит в свое будущее". "Хельсинки саномат" 14 июня 1985 г., с. 20.
  • Речь на официальном приеме в честь участников Богословского собеседования "Загорск V", 21 ноября 1984 г. ЖМП. 1985, № 5, с. 63.
  • "Защитить мир" к 10-летию подписания заключительного Акта Хельсинки // Газета "Голос Родины" № 51, 1985 г.
  • Трудный путь драматического века // НГ-Религии. 1997. № 11 (нояб.).
  • До Иерусалима я пешком не дойду // Коммерсант-daily. 1998. № 127.
  • Послания к празднику Рождества Христова священнослужителям, монашествующим и православным верующим Таллинской епархии, напечатанные типографским способом с параллельным эстонским и русским текстами за 1964, 1965, 1966, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985 гг.
  • Послания к празднику Святой Пасхи священнослужителям, монашествующим и православным верующим Таллинской епархии, напечатанные типографским способом за 1964, 1965, 1966, 1967, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985 гг.

Литература

  • Никитин В.А. Святейший Патриарх Алексий II. Жизнь и деяния во славу Божию. М.: Астрель: Русь-Олимп, 2009 год
  • ЖМП. 1961, № 9, с. 4; № 10, с. 11.
  • -"-, 1962, № 2, с. 23.
  • -"-, 1964, № 5, с. 14, № 8, с. 1
  • -"-, 1965, № 1, с. 5; № 4, с. 5; № 6, с. 2.
  • -"-, 1966, № 2, с. 34; № 5, с. 4; № 10, с. 17, 18.
  • -"-, 1967, № 4, с. 3; № 5, с. 37; № 7, с. 26, 39-40; № 9, с. 1, 7; № 10, с. 3; № 12, 3, 21.
  • -"-, 1968, № 2, с. 15, № 3, с. 3, 14; № 7, с. 23; № 9, с. 12; № 11, с. 32; № 12, с. 17, 37.
  • -"-, 1969, № 4, с. 6; № 8, с. 1; № 9, с. 5; № 11, с. 22.
  • -"-, 1970, № 1, с. 18; № 2, с. 43; № 3, с. 26; № 6, с. 11-32; № 7, с. 11; № 10, с. 16, 55-59; № 11, с. 4,5; № 12, с. 30.
  • -"-, 1971, № 2, с. 16; № 3, с. 16; № 4, с. 3; № 6, с. 1; № 7, с. 1; № 8, с. 46; № 9, с. 35; № 10, с. 28; № 11, с. 2, 13, 15; № 12, с. 40.
  • -"-, 1972, № 1, с. 23; № 3, с. 3, 45; № 5, с. 17; № 7, с. 33; № 9, с. 24, 30, 33; № 10, с. 2; № 12, с. 7, 12, 17, 24.
  • -"-, 1973, № 1, с. 35, 65; № 3, с. 25; № 5, с. 5; № 11, с. 9.
  • -"-, 1974, № 1, с. 27; № 2, с. 11, 40; № 5, с. 4, № 9, с. 9; № 11, с. 9, 23.
  • -"-, 1975, № 1, с. 30, 34; № 2, с. 3; № 3, с. 20; № 6, с. 13; № 10, с. 22; № 12, с. 9.
  • -"-, 1976, № 1, с. 16; № 2, с. 12; № 3, с. 12, 20; № 9, с. 5; № 12, с. 10.
  • -"-, 1977, № 2, с. 23, 67; № 3, с. 7; № 4, с. 22; № 5, с. 4; № 10, с. 9; № 11, с. 3; № 12, с. 3.
  • -"-, 1978, № 1, с. 28, 34, 36; № 2, с. 7; № 6, с. 23; № 7, с. 62; № 10, с. 7; № 11, с. 4; № 12, с. 10, 22.
  • -"-, 1979, № 1, с. 9; № 3, с. 21,22; № 5, с. 7, 11, 12; № 6, с. 2, 45; № 8, с. 38, 53; № 9, с. 8, 24, 50; № 10, с. 24, 25, 26; № 11, с. 14; № 12, с. 3, 6, 57.
  • -"-, 1980, № 1, с. 8, 45; № 3, с. 4; № 5, с. 7, 17; № 8, с. 24-25; № 9, с. 9-10, 12, 34, 42; № 10, с. 2-3, 21-22; № 11, с. 8, 12, 56; № 12, с. 8, 28, 58.
  • -"-, 1981, № 1, с. 59-60; № 2, с. 4, 8, 13; № 3, с. 3; № 4, с. 55; № 5, с. 6, 15, 33; № 7, с. 63; № 8, с. 36; № 9 , с. 6, 48; № 11, с. 62; № 12, с. 3, 6.
  • -"-, 1982, № 1, с. 9, 59, 61; № 2, с. 5, 7, 55; № 3, с. 3, 17; № 5, с. 6, 59; № 7, с. 10, 33, 51, 59; № 8, с. 11, 45, 46, 53; № 9, с. 3; № 10, с. 35; № 12, с. 4, 7, 39, 109,124,129.
  • -"-, 1983, № 1, с. 9, 11, 68; № 2, с. 5, 44, 47; № 3, с. 26; № 4, с. 9, 45, 58; № 5, с. 7, 24, 27, 68; № 7, с. 14, 57-58; № 8, с. 5, 31; № 9, с. 5, 17, 21; № 10, с. 17, 22; № 11, с. 18, 21; № 12, с. 8-11.
  • -"-, 1984, № 2, с. 4; № 3, с. 49; № 4, с. 5, 14, 53; № 5, с. 7-8, 11, 54; № 6, с. 3, 6; № 7, с. 49, 52; № 8, с. 6, 19, 61, 63; № 9, с. 6, 8, 62; № 10, с. 4, 10, 13, 17, 42; № 11, с. 5, 51; № 12, с. 3.
  • -"-, 1985, № 1, с. 46, 58; № 2, с. 8; № 3, с. 60; № 4, с. 5-6, 20; № 5, с. 6, 24, 58; № 6, с. 65; № 8, с. 2, 7, 64; № 9, с. 9, 91; № 10, с. 9, 12-13, 52; № 11, с. 28, 85; № 12, с. 41, 43, 10.
  • -"-, 1986, № 1, с. 23; № 11, с. 2-3, 8-9.
  • -"-, 1988, № 10, с. 7.
  • -"-, 1989, № 6, с. 5.



Стоит напомнить, что в декабре 2008 г. взорвалась самая настоящая «информационная бомба» после того, как популярный российский актер, телеведущий и блоггер Стас Садальский в интервью газете «Собеседник» заявил:

«Мне дико: убили Святейшего - и молчат! Я хочу знать правду о том, как на самом деле окончилась земная жизнь Алексия. Знакомые попы, милиция мне рассказали, что патриарха нашли с пробитой в трех местах головой , что взор его был устремлен на дверь. Бью во все колокола - никто меня будто не слышит. Многие попы, люди подневольные, стали бояться публично со мной общаться - служба безопасности нынешнего патриарха отслеживает их контакты»: http://stanis-sadal.livejournal.com/8397 02.html

По словам Садальского, скандально известный протодиакон Андрей Кураев первым отреагировал - признал в блоге, что Патриархия «постеснялась сказать неблаговидную правду об обстоятельствах кончины Алексия II». «Уважаемый дьякон, обращаюсь к вам через газету «Собеседник»: разъясните людям, что это за правда. Каким образом в голове Святейшего образовалось три дырки? Почему во время похорон лицо Алексия было закрыто? Вранье, что по православной традиции. Когда провожали патриарха Тихона, ничего не прятали. Может, потому, что нечего было скрывать?», - вопрошает Садальский.

Он также утверждает, что «не признает Кирилла… Кирилл мне омерзителен… я не могу ему верить, потому что он врет уже начиная со смерти Святейшего». В том же интервью Садальский сослался на кусочек речи из программы «Слово пастыря», где Кирилл отзывался на уход Алексия и говорил, что своим уходом Алексий «оградил нашу Церковь от трудного испытания, когда во главе ее стоит человек престарелый и практически уже неспособный к управлению » (см. видео : http://youtu.be/q_aSJb-KybQ). Этот фрагмент вырезали из эфира 1 канала…



В ответ на публичные обвинения Садальского Андрей Кураев вынужден был тогда признаться, что «Патриархии было трудно сказать о том, что со смертью Предстоятель встретился … в уборной. То, что было бы вполне обычно для простого человека, могло бы быть воспринято как скандал в применении к Патриарху . Да и около- и внутри- церковные раскольники с радостью запричитали бы о «смерти Ария». Поэтому сначалу (учитывая травму головы) и возникла маскировочная версия об автоаварии

Патриарх накануне вечером заказал завтрак на 8 утра. Когда и в половине девятого он не вышел, начали тревожиться. Стуки, звонки не давали ответа. Стали заглядывать в окна. И через окошко ванной комнаты увидели его лежащим…на стенах кровавые следы от его рук (это важно с религиозной точки зрения: значит, кончина Патриарха не была мгновенной) …

Но об убийстве не сплетничал никто. И уж тем более дикой выглядит версия Садальского о том, будто Патриарха убили за то, что он не поддержал Кремль в дни осетино-грузинской августовской войны, … и кто-то (осетинские супербоевики или кремлевские агенты) убил Патриарха именно за это».

Таким образом, Кураев подтвердил умышленный вброс в СМИ «маскировочной версии об автоаварии», что один в один совпадает с распространением сплетен якобы о «бытовом пьянстве» Андрея Панина . И там, и здесь были найдены повсюду следы крови и кровавые следы от рук, и там, и здесь проникнуть в квартиры жертв не составляло никакого труда: что на второй этаж к Панину , что на первый этаж в резиденции патриарха Алексия II в Переделкино: http://www.echo.msk.ru/blog/expertmus/90 0652-echo/

В ночь с 17 на 18 апреля 2003 г. из Тулы автобусом «Паломник» многочисленная группа верующих отправилась в Оптину пустынь. Это был не простой день - 18 апреля накануне Лазаревой субботы исполнялось 10 лет со дня убиения оптинских насельников - иеромонаха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова), инока Ферапонта (Пушкарева). Известно, что покойный старец Николай Псковоезерский, живший на острове Залит, до самой блаженной кончины служил им молебны, поя: «Преподобные мученики Оптинские, молите Бога о нас!».

В 4.20 утра в автобус к паломникам зашел монах с кадилом, имя которого им открылось вскоре при посещении могилы широко почитаемой верующими матушки Сепфоры (Шнякиной) в Клыково, неподалеку от Козельска. Встав посреди автобуса он произнес проповедь, в которой призвал молиться за патриарха Алексия II : «Наш патриарх Алексий - мученик. Молитесь за него ». А о Путине и его окружении он с грустью сказал как человек, который будто кого-то похоронил


Далее монах поведал о визите сотрудников ФСБ в Оптину пустынь: «А вот совсем недавно к нам приезжали высокие чины из ФСБ... Но вы же знаете, какие наши старцы! И перед силою святыни они не могли лгать. Их уста сказали, что гонения на нас готовы, готовы все тюрьмы... если мы не будем молиться и каяться. Для каждого из вас уже готовы наручники и кандалы . Ждут только команды »…

Официальные лица в РПЦ поспешили опровергнуть факт такого явления в Оптиной пустыни, и в книге «Чудеса истинные и ложные» (М., «Даниловский благовестник», 2007) игумен Игнатий (Душеин), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (п. Мятлево Калужской обл.), выступил с резкой критикой приведенных выше свидетельств, сославшись при этом на мнение o. наместника монастыря aрхимандрита Венедикта (Пенькова). Тот, по его словам, высказался однозначно: «Мы почитаем наших убиенных братий, многие люди приходят на их могилы и получают по их молитвам помощь от Господа. Но к этому "явлению" якобы о. Ферапонта мы все относимся категорически отрицательно, точнее - мы не считаем это истинным явлением. А высказывания о Кресте как пересечении "глубины еврейской веры" и "широты русской души" - кощунственны. Обязательно напишите об этом и о нашем отношении к этой шумихе ».

Между тем, многое из того, что смогли запомнить паломники, действительно, перекликается с подробностями жития инока Ферапонта…


Для справки : инок Ферапонт - Владимир Пушкарев (1955 г.р.) мечтал о монашестве (см. фото ). В Оптину он пришел пешком летом 1990 г. На Кириопасху 1991 г. был одет в подрясник, через полгода - на Покров Богородицы - пострижен в иночество с именем Ферапонт, в честь преподобного Ферапонта Белоезерского. Он проходил тогда послушание на вахте и в трапезной, - сначала в паломнической, а затем в братской. Жил он сокровенно и строго, был настоящий аскет, постник и молчальник, вырезал для братии постригальные кресты и непрестанно творил Иисусову молитву. Причем некоторые из братии не раз заставали о. Ферапонта распластанным на полу и продолжающим вслух произносить молитву Иисусову. А явившийся ранним утром 18 апреля 2003 г. в Оптиной пустыни монах наставлял паломников «молиться покаянно за спасение России иконе Божией Матери "Державная", как делали древние святые: распростершись на полу крестообразно молиться ».

Да и необычное время самого явления, за час до начала ранней Литургии, тоже напоминает об убиенном о. Ферапонте, которого часто видели спешащим одним из первых к братской службе. Однажды он сказал одному труднику:

Знаешь, почему монахи встают рано?
- Почему?
- Потому что они знают одну сокровенную тайну.
- Какую такую тайну? - заинтересовался тот.
- Обычно первыми просыпаются птицы и славят Бога своим пением, от этого они и живут, не печалясь. Помнишь, как Господь говорит: Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их (Мф. 6, 26). Зная это, монахи встают раньше птиц, чтобы первыми славить Бога и всегда иметь беспечальный мир в душе.

Перед самой Пасхой о. Ферапонт стал раздавать свои вещи. Удивительно было, что он отдал и свои инструменты, которыми вырезал кресты. А одному брату он сказал:

Как хорошо здесь, на этой святой Оптинской земле! Мне почему-то хочется, чтобы эта Пасха была вечной и не кончалась никогда, чтобы радость ее непрестанно пребывала в сердце.
Ферапонт вздохнул, посмотрел на небо, и, слегка улыбнувшись, сказал:
- Христос Воскресе!
- Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных, - взывал он умиленным сердцем под Пасхальный перезвон.

В этот момент кинжал сатаниста длиною в шестьдесят сантиметров с выгравированным на нем числом 666 пронзил сердце благоговейного инока …

К слову сказать, явившийся тульским паломникам ранним утром 18 апреля 2003 г. в Оптиной пустыни монах простился с ними троекратным пасхальным возгласом «Христос Воскресе!» …


По словам очевидцев, экономка патриарха Алексия II игуменья Филарета (Смирнова), настоятельница подворья Пюхтицкого монастыря в Москве, нашла окровавленное тело патриарха Алексия II с 3 «дырками в голове» , а вся мебель и иконы в патриаршей резиденции были заляпаны его кровью, что сразу породило разговоры об убийстве!: http://rublev-museum.livejournal.com/326144.html

Да и странная скорбь явившегося паломникам в Оптиной монаха при упоминании «Путина и его команды » также стала понятна после того, как в ходе недавнего президентского визита в Израиль ПУТИН МОЛИЛСЯ ЗА МОШИАХА (Putin Prays At Western Wall For Moshiach ) вместе с хасидскими раввинами у Стены плача , исполнив, как он выразился, «свою давнишнюю и заветную мечту »: http://rublev-museum.livejournal.com/330599.html

В истинности явления, а также в том, что это никакая не прелесть и не обман, убеждает не только речь и действия монаха, но и единодушное свидетельство паломников, которые до сих пор с трепетом, благоговением и пасхальной радостью вспоминают об этом. Свидетель Александр Рыжаков: «Нет! Нет! Нет! Нет! Ни в коем случае! Человек был в своём разуме. И так складно обо всём изложить, я думаю, никто бы не смог так ясно… И, во-первых, в течение его слов все перекрестились по нескольку раз. Крестились во время его речи …. Доходило до сознания всех ».

А в упорном отрицании нынешним священоначалием РПЦ подобных явлений нет ничего удивительного. Достаточно вспомнить, как в ноябре 2002 г. патриарху Алексию II было явление прп. Феодосия Печерского , которое сразило его наповал. Тогда все российские средства массовой информации срочно передали важное сообщение, что в понедельник, 28 октября, у Патриарха Всея Руси Алексия II случился «сердечный приступ». Патриарху стало плохо во время архипастырской поездки в Астраханскую епархию. Врачи подозревали гипертонический криз и микроинсульт. Ему успели оказать квалифицированную помощь, и во вторник, 29-го, больного перевезли Москву, в ЦКБ.

Инсайдерская информация о том, что на самом деле произошло в тот момент с патриархом пришла из конфиденциального источника в окружении Алексия. Патриарх только собрался отслужить панихиду по убиенным на Дубровке, как тут же потерял сознание и на машине «скорой» был доставлен в ближайшую больницу.

По словам очевидцев, истинной причиной приступа стало «некое видение», посетившее и потрясшее Патриарха. О том, что увидел патриарх Алексий в алтаре храма, он признался нескольким лицам из своего ближайшего окружения, сразу после видения и за несколько часов перед тем, как состояние его здоровья стало резко ухудшаться. При этом более всего Алексия II поразил сам сверхъестественный факт, ибо, как утверждали многие в его окружении, патриарх, несмотря на свой высокий церковный сан, воспринимал православную веру скорее как традицию.

Однако он подробно описал приближенным к нему лицам своё видение. В нём ему неожиданно явился явился некий благообразный старец, с посохом, в монашеском одеянии, назвавший себя игуменом Феодосием Печерским, который встал прямо перед патриархом. В его светлых пронзительных глазах не было гнева, но был заметен жестокий укор. Алексий передал дословно то, что он услышал от старца-игумена.

«Отпали от Бога, ты и многие братья твои, и к диаволу припали, - строго произнес святой. - И правители Руси - не правители уж суть, а кривители. И Церковь потворствует им. И не стоять вам по правую руку от Христа. Ждёт вас мука огненная, скрежет зубовный, страдания бесконечные, аще не опомнитесь, окаянные. Милость Господа нашего безгранична, но слишком долог для вас путь ко спасению через искупление бесчисленных грехов ваших. А час ответа близок ».

После этих слов старец изчез, оставив совершенно оцепеневшим патриарха Алексия, который никогда ничего подобного не испытывал, более того со скептицизмом относился к сообщениям о всякого рода чудесах.

Вскоре после того патриарху сделалось плохо. Те, кто оказывал ему первую помощь утверждают, что больной едва слышно шептал: «Не может быть, не может быть! »... Официальный диагноз, который поставили в больнице звучал так: «гипертонический криз с элементами динамического нарушения мозгового кровообращения». В момент критического ухудшения, когда уже были готовы к самому худшему, патриарх Алексий вновь поведал о видении, пребывая в состоянии крайней подавленности. Однако позже, немного придя в себя и приободрясь, патриарх уже заявил, что «скорее всего у него были галлюцинации ».

Произошло это явление прп. Феодосия Печерского патриарху Алексию за полгода до явления убиенного оптинского инока Ферапонта, предсказавшего тульским паломникам, что патриарх Алексий примет мученическую кончину …

См. также «Визит Президента России в Оптину Пустынь »:

«Икона «Великая Победа» доставлена в Санкт-Петербург из Оптиной пустыни »: http://rublev-museum.livejournal.com/130285.html


Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.

Патриарх Алексий Второй, биография которого является предметом нашей статьи, прожил долгую и, думается, счастливую жизнь. Его деятельность оставила глубокий след не только в истории Русской православной церкви, но и в душах многих людей. Наверное, поэтому после кончины священника народ никак не мог поверить и смириться с его уходом, и до сих пор в обществе циркулирует версия, что патриарх Алексий Второй был убит. Этот человек столько успел сделать за свою жизнь хороших дел, что значение этой личности с годами не уменьшается.

Происхождение

Патриарх Алексий Второй, биография которого в нескольких поколениях связана с Русской православной церковью, появился на свет 23 февраля 1929 года в очень необычной семье в городе Таллине. Предок будущего священника во времена правления Екатерины Второй принял православие с именем Федор Васильевич. Он был генералом, выдающимся общественным деятелем и полководцем. От этого и пошел русский род Ридигеров.

Дед будущего патриарха смог вывезти свою семью в горячие времена революции из Петербурга в Эстонию. Отец Алексия учился в престижном Императорском училище правоведения, но окончил учебу уже в Эстонии. Затем работал судебным следователем в Таллине, женился на дочери полковника царской армии. В семье царила православная атмосфера, родители Алексия были членами прогрессивного движения РСХД (Русское студенческое христианское движение). Они участвовали в религиозных диспутах, посещали монастыри, ходили на службы в храм. Когда Алексий был совсем маленьким, его отец начал учиться на пастырских курсах, там он познакомился с отцом Иоанном, который позже стал духовником мальчика.

У семьи были традиции проводить летние каникулы в паломнических поездках в разные монастыри. Именно тогда Алексий на всю жизнь полюбил Пюхтицкую обитель. В 1940 году отец Алексия был рукоположен диаконом. С 1942 года он служил в Казанском храме Таллина и в течение 20 лет помогал людям обрести Бога.

Детство

С раннего детства будущий Патриарх Московский Алексий был погружен в атмосферу религиозности, которая была для него главным духовным началом в формировании. С 6 лет он начал помогать на службе в храме. Родители и духовник воспитывали мальчика в духе христианских ценностей, он рос добрым, послушным ребенком. Времена были трудные, семье в начале Второй мировой войны грозила высылка в Сибирь за немецкое происхождение. Ридигерам приходилось скрываться. Во время войны отец брал с собой Алешу на визиты пленников в лагерях для перемещаемых в Германию лиц.

Призвание

Вся атмосфера семьи Ридигеров была пропитана религией, ребенок впитывал ее с младых ногтей. Он очень любил и знал церковные службы, даже разыгрывал их в своих играх. Его духовник активно поддерживал влечение мальчика к православной вере. В 1941 году будущий Святейший Патриарх Алексий 2 становится алтарником, помогая диакону - своему отцу. Затем он в течение нескольких лет служит в разных храмах Таллина. Судьба Алексия, по сути, была предрешена с самого рождения, он с 5 лет существовал только в лоне церкви.

В 1947 году будущий Святейший Патриарх Алексий 2 поступает в Ленинградскую духовную семинарию, его принимают сразу в третий класс благодаря высокой образованности и подготовленности. В 1949 году он поступает в Ленинградскую духовную академию. В этот период возрожденные образовательные религиозные заведения пребывают на подъеме, это позволяет получить Алексию высококлассное образование. Он был очень хорошим студентом, все преподаватели отмечали его вдумчивость и серьезность. У него не было душевных смятений и исканий, он был абсолютно уверен в своей вере и своем предназначении.

Жизнь священника

Но большую часть учебы в академии А. Ридигер проходит экстерном. Митрополит Ленинградский Григорий предложил молодому человеку принять сан до окончания учебы. Ему было предложено несколько вариантов служения, он избрал должность настоятеля в Богоявленском храме городка Йыхви. Оттуда он мог часто навещать родителей и ездить в академию. В 1953 году он оканчивает академию, став кандидатом богословия. В 1957 году его переводят из непростого прихода г. Йыхви в университетский Тарту. Так будущий патриарх Алексий Второй, годы жизни которого будут связаны с религиозным служением, вступил на свою стезю священника.

На его долю вновь выпали непростые времена. Успенский собор, в который был назначен Алексий, находился в плачевном состоянии, власти не поддерживали церковные начинания, приходилось очень много работать, беседовать с людьми, стоять службы, ездить на требы. Начинающий священник решил искать помощи у патриарха Алексия Первого, который оказал содействие в ремонте и благословил тезку. В 1958 году Алексий становится протоиереем и благочинным Тарту-Вильяндиского округа. В 1959 году скончалась мама священника, и это подтолкнуло его к принятию монашества. Он и прежде размышлял о таком поступке, а теперь окончательно утвердился в своем намерении.

Путь епископа

В 1961 году будущий патриарх Алексий Второй (фото его все чаще можно было увидеть в обзорах поездок иностранных делегаций по России) получает новое назначение. Он становится епископом Таллинским и Эстонским, также временно ему поручают управлять Рижской епархией. остро не хватало молодых образованных кадров, тем более что она вновь переживает виток новых гонений в России. Хиротония, по просьбе Алексия, проводится в соборе Александра Невского г. Таллина. Сразу молодой епископ получает вызов от властей. В его приходе планируется закрыть несколько храмов из-за «нерентабельности», а любимый Пюхитцкий монастырь отдать под дом отдыха шахтеров. Нужны были срочные и сильные меры.

Алексий организует несколько визитов крупных зарубежных делегаций в свой приход и в монастырь, в результате в западной прессе появляются публикации о нем, за год сюда приехали представители почти всех мировых религиозных организаций, властям пришлось сдаться, и вопрос о закрытии обители больше не поднимался. Пюхитцкий монастырь благодаря усилиям Алексия стал местом для визитов и общения представителей всех европейских церквей.

Алексий прослужил в Таллинском приходе четверть века. За это время он значительно укрепил здесь православную церковь, издал большое количество литературы, в том числе на эстонском языке. Его усилиями были сохранены многие храмы региона, в том числе собор Александра Невского, в котором долгое время служил отец Алексия, скончавшийся в 1962 году, Казанский храм в Таллине. Но пропаганда и усилия властей делали свое дело: количество верующих неуклонно сокращалось, чтобы в селах оставались действующие церкви, архимандрит оплачивал их содержание из церковных фондов.

В 1969 году на Алексия возложили дополнительное служение в качестве митрополита Ленинградского и Новгородского.

Церковная и общественная жизнь

Алексий всегда очень много ездил по своим приходам с богослужениями с целью провести беседы с верующими, укрепить их дух. При этом будущий патриарх чрезвычайно много времени отдавал общественной работе. С самого начала своей епархиальной службы он не оставался в стороне от жизни всей православной церкви. В 1961 году будущий Святейший Патриарх Алексий II, фото которого можно увидеть в статье, входит в члены делегации Русской православной церкви на ассамблее Всемирного совета церквей. Он участвует в работе таких престижных организаций, как Конференция Европейских церквей, в которой проработал более 25 лет, став в итоге председателем президиума, Родосское Всеправославное совещание, миротворческие организации, в частности Советский фонд мира, Фонд славянской письменности и славянских культур. С 1961 г. исполнял обязанности заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. В 1964 году становится управляющим делами Московской Патриархии и исполняет эти обязанности на протяжении 22 лет.

В 1989 году Алексий был избран народным депутатом СССР и занимался вопросами сохранения национальных культурных ценностей, языка, охраной исторического наследия.

Патриарший престол

В 1990 году скончался Пимен, и собрался, чтобы выбрать нового главу русской церкви, и не было лучшей кандидатуры, чем Алексий. был интронизирован 10 июня 1990 года в Богоявленском соборе Москвы. В своем слове к пастве он сказал, что видит своей главной целью укрепление духоносной роли церкви. Он считал, что нужно увеличивать количество храмов, в том числе следует работать в местах заключения, чтобы дать людям духовную опору на пути исправления. Наступающие социальные перемены в обществе церкви необходимо было использовать для укрепления своих позиций, и Алексий хорошо понимал это.

Некоторое время патриарх продолжал исполнять обязанности архиерея Ленинградской и Таллинской епархии. В 1999 году он взял на себя управление Японской православной церковью. Во время своей службы Патриарх очень много ездил по приходам, совершал службы, способствовал возведению соборов. За все годы он посетил 88 епархий, освятил 168 храмов, принял тысячи исповедей.

Общественная позиция

Алексий, Патриарх Московский и Всея Руси, с ранних лет отличался твердой общественной позицией. Он видел свою миссию не просто в служении Богу, но в пропаганде православия. Он был убежден, что все христиане должны объединяться в просветительской деятельности. Алексий считал, что церковь должна сотрудничать с властью, хотя сам он немало пережил гонений от советской власти, но после перестройки стремился установить хорошие отношения с руководством страны, чтобы вместе решать многие государственные проблемы.

Конечно, патриарх всегда стоял на защите обездоленных, он много занимался благотворительностью и способствовал тому, чтобы его прихожане также оказывали помощь нуждающимся. При этом Алексий неоднократно высказывался против людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией и горячо благодарил мэра Москвы за запрет гей-парада, называл гомосексуализм пороком, который разрушает традиционные нормы человечества.

Церковные и социальные преобразования при патриархе

Алексий, Патриарх Московский и Всея Руси, начал свою деятельность на посту с того, что поставил в известность о критическом состоянии церкви действующую власть страны. Он сделал немало для того, чтобы увеличить роль церкви в политике страны, он наравне с первыми лицами государства совершал визиты поминальных и парадных мероприятий. Алексий многое сделал для того, чтобы церковная власть была сосредоточена в руках Архиерейского собора, уменьшив демократизацию в структуре церкви. При этом он способствовал тому, чтобы увеличилась автономность отдельных регионов за пределами Российской Федерации.

Заслуги патриарха

Алексий, Патриарх Всея Руси, сделал для РПЦ очень многое, в первую очередь благодаря ему церковь вернулась к широкому общественному служению. Именно он способствовал тому, что сегодня российские церкви полны прихожан, что религия вновь стала привычным элементом жизни россиян. Также он смог удержать в российской юрисдикции церкви государств, которые стали независимыми в результате распада СССР. Его деятельность на посту Патриарха Московского и Всея Руси оказала значительное влияние на развитие православия, на увеличение его значимости в мире. Алексий был председателем меконфессионального комитета «Иисус Христос: вчера, сегодня и вовеки». В 2007 году вследствие его усилий был подписан «Акт о каноническом общении», который означал воссоединение РПЦ и Русской церкви за рубежом. Алексий смог вернуть широкую практику крестных ходов, он способствует обретению мощей многих святых, в частности Серафима Саровского, Максима Грека, Александра Свирского. Он удвоил количество епархий в России, количество приходов увеличилось почти втрое, количество храмов в Москве увеличилось более чем в 40 раз, если до перестройки в стране было всего 22 монастыря, то к 2008 году их было уже 804. Большое значение патриарх уделял церковному образованию, он значительно увеличил количество учебных заведений всех уровней в стране, также положительно повлиял на программы обучения, которые стали приближенными к мировому уровню.

Награды

Алексий, Патриарх Московский и Всея Руси, за свои заслуги был награжден неоднократно как светскими, так и церковными властями. У него было более 40 орденов и медалей Русской православной церкви, в том числе такие почетные, как орден святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой, орден Великого князя Владимира, орден Святителя Алексия, медаль Дмитрия Солунского, орден Григория Победоносца от Грузинской православной церкви.

Российская власть также неоднократно отмечала высокие заслуги патриарха наградами, в том числе орденом За заслуги перед Отечеством, орденом Дружбы народов, орденом Трудового Красного Знамени. Дважды Алексий был удостоен государственной премии за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности, имел грамоты и благодарности от президента РФ.

Также Алексий имел немало наград иностранных государств, премий, знаков почета и медалей от общественных организаций.

Кроме того, он являлся почетным гражданином более чем 10 городов и был почетным доктором 4 вузов мира.

Уход и память

5 декабря 2008 года мир облетела печальная весть: умер патриарх Алексий 2. Причина смерти - сердечная недостаточность. У патриарха несколько лет были серьезные проблемы с сердцем, ему даже в резиденции был сооружен лифт для подъема на второй этаж, чтобы помочь ему избегать лишних нагрузок. Однако в СМИ почти сразу появились версии об убийстве патриарха.

Но доказательств у этих подозрений не было, поэтому все осталось на уровне слухов. Народ просто не мог поверить, что не стало такого человека, и поэтому пытался найти виновного в своей беде. Патриарха отпевали а погребли в Богоявленском храме.

Люди почти сразу начались задаваться вопросом: будет ли причислен патриарх Алексий Второй к лику святых? Пока на него ответа нет, так как канонизация - это сложный и долгий процесс.

Память патриарха была увековечена в наименованиях библиотек, площадей, в виде монументов, нескольких памятников.

Частная жизнь

Патриарх Алексий 2, причина смерти которого была не единственным поводом для обсуждения его личности, жизни, поступков, интересовал многих. Немало слухов циркулировало вокруг его отношений с КГБ, Алексия даже называли любимчиком спецслужб. Хотя доказательств у таких подозрений не было.

Еще один вопрос, который вызывал интерес у обывателей: был ли священник женат. Известно, что епископы не могут иметь жен, так как на них распространяется целибат. Но до принятия монашества у многих священников были семьи, и это не было препятствием для их церковной карьеры. Патриарх Алексий Второй, жена у которого была в студенческие годы, никогда не упоминал о своем семейном опыте. Исследователи говорят, что этот брак с Верой Алексеевой был абсолютно формальным. Он понадобился лишь затем, чтобы помешать властям призвать А. Ридигера на военную службу.

О частной жизни патриарха известно немного. Он очень любил читать, всегда много работал. Алексий является автором более 200 книг по богословию. Он свободно владел эстонским, немецким языками, немного говорил по-английски. Жил и умер он в своей любимой резиденции в Переделкине, где чувствовал себя уютно и спокойно.