Как установить лыжные крепления самому на беговые лыжи. Установка креплений на лыжи Как разобрать крепление sns

Аннотация.Подробное описание установки креплений на беговые лыжи. Видео в конце заметки. Можно скачать шаблон разметки для установки.

Так случилось, что мои старые лыжные ботинки под 75 крепления порвались. Естественно захотелось перейти на новый уровень прогресса и поставить современные лыжные крепления. А тут как раз у сына были хорошие лишние ботинки Salomon под крепления SNS. Мучиться с выбором креплений не пришлось и они были куплены за 800 рублей. Точное название Salomon SNS PROFIL AUTO MEN.
Данные крепления позиционируются как: “Удобные туристические крепления с характеристиками гибкости, ориентированными на лыжников-мужчин.” То, что тренер прописал.
Т.к. я помнил, что у меня дома есть сверла, дрель, шило и отвертка, то от предложения установить крепления в магазине вежливо отказался. Тем более, что в коробочке лежала инструкция на 10 языках.

Устанавливаем лыжные крепления сами .

Дома, начав изучать инструкцию обнаружил интересный пункт:
Установка креплений.
“Ваши крепления должны быть надлежащим образом установлены на лыжи сертифицированным специалистом в магазине или сервис-центре Официального Дилера Salomon в соответствиис инструкциями и рекомендациями последнего издания Технического руководства Salomon по беговым лыжам. Пренеборежение данным правилом увеличивает Ваш риск получения травмы во время катания “.
Все, больше про монтаж ни слова. Еще из этой инструкции прочитал полезный совет, что во время пристегивания на неровном рельефе, следует привязать лыжу во избежании ее потери к правой ноге или к левой. Кстати, очень мудро.
Остальные пункты, как обычно сплошная перестраховка производителя от различны судебных претензий избалованного западного потребителя.

Исходя из отсутствия того самого руководства, пришлось вспомнить свои столярно-слесарные навыки с уроков труда и установить крепления самому. Кто усердно занимался в школе и потом успел закрепить навыки разметки, сверления и заворачивания шурупов в повседневной жизни, тот должен справиться.

Вот набор инструмента, который нам понадобится.Для заворачивания шурупов можно использовать крестовую отвертку. Но гораздо лучше иметь специальную биту PZ3 ценой рублей в 35-40. Бита имеет тупой кончик и плотно садится в крестовину шурупа. При заворачивании шурупов обычной крестовой отверткой надо хорошо нажимать на нее, чтобы не проскальзывала.

Бита RZ3 облегчит заворачивание шурупов

Набор инструмента для самостоятельной установки креплений

Главная наша задача установить ось крепления ботинка к лыже строго по центру тяжести лыжи. Профессионалы могут смещать крепления в ту или иную сторону от ЦТ. Любителям воскресных лыжных прогулок такие заморочки не к чему.
Первым делом я демонтировал старые 75 крепления. От них осталось три отверстия, которые никак не мешали установить крепления SNS.

Находим центр тяжести лыжи. Для этого используем подпятник от самих креплений. После нескольких неудачных попыток этот центр будет найден. Делаем риску фломастером.

При помощи угольника проводим перпендикуляр к боковой кромке лыжи.
Над этой линией должен распологаться стержень, который есть на подошве ботинка.

Проводим перпендикуляр через центр тяжести

Прикладываем крепление так, чтобы место зажима стержня ботинка было над центром тяжести лыжи и аккуратно шилом накалываем центр переднего отверстия. Очень внимательно делаем этот маневр. Однажды, я ставил крепление и сверлил сразу три отверстия. В результате неточного сверления пятка ботинка чуть была смещена от ЦТ и исправить уже ничего было нельзя.

Поэтому теперь, я решил просверлить сначала переднее отверстие по центру. Привернуть крепление на один шуруп, примерить подпятник и потом наметить два остальных отверстия.

Переднее отверстие должно быть расположено строго по осевой линии лыжи и на расстоянии 35 мм от центра тяжести. Это я уже выяснил позже, найдя в сети вот этот шаблон разметки от Salamon.

Подбираем сверло. Берем шуруп из комплекта и штангельциркулем меряем диаметр стержня шурупа.

Именно таким сверлом нужно сверлить отверстие. Встречаются советы сверлить сверлом 3,6 мм. http://www.skiline.ru/sport-technology/169-ski-binding-mounting. Но, как-то рискованно. Большой натяг в отверстии может привести к растрескиванию лыжи. По классическим столярным канонам и диаметр отверстия должен быть равен диаметру стержня шурупа. Я решил сделать 50 на 50 и сверлил 3,8 мм сверлом. Чтобы не просверлить лыжу насквозь на сверло делаем упор из изоляционной ленты.

Стоит предварительно убедиться что длина шурупа не слишком большая и он не вылезет со скользящей стороны лыжи.
Сверлим отверстие, очень стараясь сохранить перпендикулярность сверла к лыже. Тут шуруповерт или электродрель предпочтительней ручной дрели.
При сверлении сильно на дрель не давим. Помним, что лыжа это слоеный пирог и начинка у нее не сильно прочная.
Ставим крепление на первый шуруп. Прикладываем подпятник. Внимательно выравниваем крепление. Придерживая переднюю часть, убираем подпятник и намечаем два других отверстия.

Не следует защелкивать переднюю скобу крепления. Под ней как раз расположен передний шуруп. В коробке крепления лежат с не защелкнутой скобой. Как правило все начинают вертеть крепление и защелкивают скобу.

Если скобу случайно защелкнули, то делаем так. Одну отвертку с диаметром стержня 4 мм вставляем в паз, куда вставляется стержень ботинка, а второй отверткой аккуратно поддеваем скобу вверх.Лучше ее снять и отложить в сторону до конца монтажа.

Шурупы я ставлю без клея. Натяг в отверстии очень хороший и в клее на мой взгляд нет никакой необходимости.

Аналогично поступаем со второй лыжей.

Более подробно и в динамике процесс установки лыжного крепления показан на видео. Здесь я устанавливал крепления SALOMON SNS SKATE для конькового хода на новые лыжи.

Народная мудрость: «Семь раз отмерь - один раз отрежь»

1. Крепления SNS и NNN тоже можно использовать для нахождения центра тяжести. Используем плоскую, как линейка, сторону и кладем торцевой стороной на пол. Перпендикулярно сверху устанавливаем лыжу как весы, передвигая продольно, добиваемся равновесия. При утяжеленном креплении измеряют, приложив крепление к лыже, при этом добиваясь, чтобы ось центра тяжести проходила сквозь фиксирующего паза ботинка, перемещая вдоль лыжу и само крепление.

2. Найдя центр тяжести, отмечаем на торцах лыж перпендикулярные вертикальные линии с обеих сторон от крепления к верхней стороне лыжи и соединяем их. Это можно сделать с помощью угольника, хотя погрешность в пределах двух миллиметров допустима для такой длины лыж. После этого такую же процедуру проделываем со второй лыжей.

3. Никакой разницы между ботинками нового образца с креплением непосредственно у переднего среза и былого образца, где крепление находится на выступе - у обоих ось центра тяжести находится у переднего среза ботинка. Получается, что у старых ботинок выступ выходит за ось центра тяжести. Так же не имеет значения планируемый стиль бега. Главное, чтобы в подвешенном состоянии лыжа не перевешивала ни спереди, ни сзади. Исключение составляют лишь лыжники с опытом, которые для»увеличения скорости» немного смещают их назад от оси центра тяжести. Но для применения этого на практике нужен опыт.

4. Современные лыжные крепления типа SNS и NNN имеют поперечный паз для фиксации металлического стержня ботинка в передней его части. Этот паз необходимо совместить с прочерченной осью центра тяжести. Непосредственно под пазом в центре находится продольный паз. В него затем вставляется средний элемент крепления. Нижняя донная его часть совпадает с центром стержня, ее и совмещаем с нашей отмеченной линией на верхней стороне лыжи.

5. Предварительно необходимо вывинтить все три до конца не завинченных из крепления винта. Если автоматически защелкивающиеся SNS Profile Auto закрыты, и не подобраться к третьему винту, то надо нажать на скобу (защелка сместится внутрь), после чего надо вставить толстую отвертку или другой подходящий инструмент, чтобы не дать фиксатору вернуться. Затем откидываем скобу для получения доступа к шурупу. Аналогичная процедура проводится для снятия крепления с лыж.

6. Далее следует примерка к лыжам по меткам и разметка при помощи шила будущих отверстий по центру. Убрав крепления, необходимо сверить среднюю метку строго посередине с помощью штангенциркуля или рулетки. Два задних отверстия должны быть одинаково удаленные от краев. Для коррекции, делаем шилом новые метки глубже.

7. Перед сверлением советуем подстраховаться и проверить глубину входа шурупа, дабы не пробить лыжу насквозь. Вычитаем высоту крепления и остаток примеряем к лыже. Если лыжа тонкая и длина штатных винтов избыточна, то надо заменить их на шурупы необходимой длины.

8. На сверле отметьте глубину планируемого отверстия намоткой изоляционной ленты, если нет линейки на дрели. Сверло должно быть диаметром от 3,6 до 4 мм в зависимости от толщины винтов. Затем аккуратно просверливаем шесть отверстий на всей паре лыж. Почему аккуратно, потому что сегодня лыжи имеют стеклопластиковое сотовое наполнение под несколькими миллиметрами деревянной вставки для креплений. Поэтому сверло, несмотря на ограничители из изоляционной ленты или линейки, под давлением может легко проскочить насквозь. Не стоит давить во время сверления на дрель. Лыжи предварительно нужно прижать ногой или зафиксировать струбциной во избежание пружинящего фактора. Необходимо сверлить строго вертикально, без перекосов, не раскачивая дрель, добиваясь четкой формы отверстий.

9. Просверлив по три отверстия у каждой лыжи, снимаем пластиковые скобы, отстегивающие лыжи, крепим к ним крепления винтами, предварительно наживив не более чем наполовину, так выравнивать будет проще. Затем с помощью шуруповерта затягиваем на небольшое усилие, есть все-таки определенный риск их сорвать. Проверяем плотность соединения. Ничего не должно болтаться.

Примечание: Не используйте клей, так как он подходит только к деревянным лыжам, причем, масса из них негативно влияет на современные внутренности. Толстый шести миллиметровый винт плотно закрывает отверстие, и предотвращает попадание влаги. А канты шурупов успевают стереться раньше, чем что-то может сгнить внутри лыжи.

10. Снятую скобу устанавливаем на место, воткнув нижний конец в петлю, затем нажав скобу вниз с усилием до характерного щелчка. Аккуратно! Не прищемите пальцы. Далее, собираем элементы крепления, вынимая предварительно шурупы - в среднем элементе два, а в последнем один. Устанавливаем встык элементы, закрывая предыдущие шурупы. Отмечаем аналогично шилом отверстия, убираем элементы, сверлим, прикручиваем шурупы, устанавливая элементы крепления встык до упора. После привинчивания последнего «подпятника », отверстие закрывается заглушкой.

Успехов Вам на лыжне!

Лыжные крепления — важнейшие элементы экипировки спортсмена, от которых будет зависеть его безопасность. Очень важно правильно их установить. Это можно сделать либо своими руками, либо в мастерской. В данной статье дана информация об основных типах, приведены инструкции как снять крепления с лыж, как поставить крепления на лыжи самостоятельно.

По конструкции и назначению различают 4 разновидности:

  1. Мягкие.
  2. Жёсткие.
  3. Полужёсткие.
  4. Горные.

Мягкое (простое) — это петля из кожи или ткани, в которую помещается нога в обыкновенной обуви — сапоге или валенке. Иногда для более надежной фиксации используют дополнительный ремень, который обхватывает пятку. Такие петли обычно ставят на лыжи для ребенка либо на охотничьи.

Полужесткое состоит из металлических щечек, стропы, удерживающей ботинок сверху и ремня, обхватывающего пятку. Прежде они были частью зимней экипировки военнослужащих. В настоящее время их часто устанавливают на детских моделях.

Полужесткие бывают трех видов: тросиковые, пружинные, с качающимися щечками. Третий вид наиболее удобен. В отличие от первых двух, они не портят обувь, надежны, их легко застегивать и расстегивать. Хорошо подходят для длительных туристских походов. Не требуют специальной обуви, при этом фиксируют ботинок гораздо жестче простых.

Наиболее популярны жесткие. Различают три системы такого типа:

  1. Nordic Norm 75 (NN 75).
  2. Salomon Nordic System (SNS).
  3. New Nordic Norm (NNN).

Nordic 75 — конструкция, представляющая собой рантовую систему с подпружиненной дужкой и замковым механизмом. Ботинок имеет на подошве 3 или 4 отверстия, которыми он устанавливается на выступающие стержни. Затем кант ботинка прижимается металлической дужкой. NN 75 обычно устанавливается на деревянные беговые лыжи.

Так как такая конструкция совсем не фиксирует каблук, ее нельзя использовать для хода коньком.

NNN и SNS — самые распространенные конструкции, предназначенные для пластиковых беговых моделей и лыжероллеров. Они имеют различные модели и модификации, разработанные для любого уровня — от любителей до спортсменов мирового класса. Установка лыжных креплений SNS и NNN самостоятельно не займет много времени. Разница между этими видами заключается в количестве продольных направляющих для фиксации ботинка.

Обе системы могут быть трех видов:

  1. Механическая.
  2. «Автомат».
  3. «Полуавтомат».

New Nordic Norm была разработана фирмой Roteffella. Благодаря тому, что передняя скоба сдвинута назад, такая конструкция больше подходит для конькового хода

Устройство представляет собой пластину с двойным профилем, удерживающим подошву. Фиксация осуществляется с помощью поперечного стержня. Ботинок упирается в резиновый упор. Жесткость упора определяет жесткость всей конструкции. Упоры окрашены в различные цвета (белый, зеленый, черный, красный), которые определяют степень жесткости.

Существует несколько модернизаций NNN. Одной из них является NIS (Nordic Integrated System). Она отличается легкостью установки и возможностью сдвигать ботинок вдоль продольной оси.

Salomon Nordic System была разработана компанией Salomon. Это устройство имеет только одну направляющую. В передней части расположен резиновый упор, жесткость которого также может варьироваться. Существует две основных типа:

  1. SNS Profil
    Этот тип является универсальным. Его можно использовать как для конькового, так и для классического хода.
  2. SNS Pilot

Обычно используют для бега коньком.

Горнолыжные отличаются от других видов тем, что полностью фиксируют обувь, а также способны отстегиваться при падении спортсмена.

Существует 4 основных вида:

  1. Alpain.
    Подходят для катания на подготовленных трассах.
  2. Рамные.
    Передняя часть соединена с задней с помощью рамы. Позволяют полностью закрепить стопу на спуске и отстегнуть пятку для подъема в гору.
  3. Пиновые.
    Фиксация ботинка происходит посредством 4 штырьков — пинов.
  4. Телемарк.

Рамные и пиновые подходят как для катания по подготовленным трассам, так и для фрирайда.

Инструкция по установке

Для монтажа будут нужны следующие инструменты и материалы: маркер, шуруповерт, сверла, линейка, клей, шило.

Центр тяжести

Монтаж всех конструкций начинается с определения линии баланса. Передний край обуви должен находиться на ней. Иногда центр тяжести уже отмечен производителем, но лучше определить его самостоятельно. Чтобы его найти, нужно положить лыжу на узкий предмет и смещать ее, пока она не займет положение равновесия. Линию баланса следует отметить. Эта черта будет осью скобы для устройств типа NNN и SNS. Для NN 75 она будет определять места установки шурупов.

Разметка

Разметку можно выполнять с помощью специального кондуктора, а при его отсутствии — с помощью бумажного шаблона.

Обязательно нужно проверить правильность разметки, измерив расстояния между отметками. В системах NNN крепеж располагается ближе к переднему концу относительно линии баланса, а в системах SNS непосредственно на линии.

Сверление отверстий

Рекомендуется следовать приложенной к комплекту инструкции, чтобы определить требуемые диаметр и глубину отверстий. Для систем SNS и NNN отверстия обычно сверлятся на 10 мм. Из готовых отверстий нужно удалить пыль, затем залить их клеем. Это обеспечит более надежную фиксацию шурупов.

Сборка

После этого устройство следует приложить к размеченным отверстиям, и начать равномерно закручивать шурупы. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы не сместить его относительно продольной оси. Для NN 75 перед прикручиванием рекомендуется проверить точность центровки. Выходить на трассу можно уже через 12 часов, когда высохнет клей.

Если на новое оборудование нужно установить старый крепеж, несложно будет снять его. Начинать разборку следует с задней части. Сначала нужно аккуратно убрать заглушку с шурупа и выкрутить его. Затем снять планку, выкрутить находящиеся под ней два болта. Последний болт также находится под заглушкой.

Как установить крепление на лыжи горных модификаций?

Установка креплений на такие лыжи практически не отличается от установки на беговые. Эта работа выполняется в несколько несложных этапов.

Сначала находится центр тяжести как описано выше. Затем необходимо уложить крепеж так, чтобы его передний край точно соответствовал линии баланса, поместить ботинок в зажим и выровнять его. После этого следует аккуратно наметить отверстия карандашом или шилом, просверлить их. Затем прикрепить переднюю часть шурупами. Задняя часть устанавливается в среднее положение, и намечаются отверстия. Просверливаются отверстия, задняя часть фиксируется шурупами. Установка заканчивается настройкой.

В последнее время некоторые модели выпускаются с заранее установленными платформами, на которые легко установить защелки без фиксации саморезами. Это дает возможность переустановки под другой размер обуви, а также возможность смещения вдоль продольной оси.

Выбор креплений зависит от стиля катания, а также от степени подготовленности лыжника. Рекомендуется покупать изделия проверенных известных фирм, таких как Salomon, Fisher, Atomic. Продукция этих производителей отличается надежностью и высоким качеством.

Системы SNS и NNN. Почему только эти две системы: все просто — они самые распространенные на данный момент (все остальное уходит в прошлое — крепления NN 75 мм (для ботинок с тремя дырками, которые возможно пылятся у вас на балконах) уже менее практичны и не так удобны, плохо фиксируют ботинок относительно плоскости лыжи).

Сразу оговорюсь, обе системы креплений имеют множество моделей, которые разработаны для начинающих лыжников (любителей) и для профессионалов. Спортсмены мирового класса выступают и на тех и на других креплениях, каждый выбирает под себя.

Начну с системы креплений SNS. Разработано фирмой Salomon. Туристические (прогулочные) варианты, как правило, идут автоматы (с автоматическим застегиванием, необходимо только вставить ботинок в крепление) и подходят для комбинированного стиля катания — классикой или коньком. Флексор (резинка) средней жесткости. Их минусы — более тяжелые и иногда замерзают при низких температурах.

Следующей ступенькой будут крепления SNS PROFIL EQUIPE (classic или skate). Различие только во флексорах (резинках). Для конькового стиля катания более жесткие. Подойдут как для любителей, так и спортсменов выше уровнем. На этих креплениях будет лучше контроль над лыжей.

Уровнем выше находятся крепления SNS PILOT EQUIPE (classic или skate). Плюсы: лучшая геометрия, меньший вес, отличный контроль над лыжей. Многие лыжники — профессионалы выбирают эту модель. Дополнительно между этим креплением и лыжей устанавливается пластина WEDGE, которая поднимает переднюю часть ботинка на 5 миллиметров, что по данным исследований Salomon увеличивает фазу отталкивания и прокат на лыже. Бывает двух видов: узкая и широкая, на ваш выбор.

Топовой моделью Salomon стали лыжные крепления SNS PILOT CARBON RC (RC2), выпущенные в 2015 году. Производители не только уменьшили вес и сохранили отличный контроль над лыжей, но и встроили пластину wedge, которая улучшает стабильность и дальность проката при отталкивании. По стоимости значительно превышает предыдущие модели, но она того стоит.

Все крепления Salomon устанавливаются на лыжи с помощью шурупов.

Теперь расскажу о системе NNN. Разработано фирмой ROTTEFELLA. Также как у SNS любительскими, прогулочными (для начинающих лыжников) вариантами будут крепления — автоматы, например: step-in, стоимостью около 1000 рублей. Устанавливаются на лыжи с помощью шурупов.

Следующими в линейке NNN идут крепления ROTTEFELLA R3, которые также устанавливаются с помощью шурупов, но в 2015 году их сняли с производства, отсюда делаем вывод, что вся линейка NNN (не включая любительские) идет с безшурупной системой установки (крепления устанавливаются на предустановленную на лыжи платформу NIS c помощью специального ключа). Примерно в одной ценовой категории с R3 идут две модели креплений:

Xcelerator Junior и Exercise (Бывают skate и classic). Первые отлично подойдут для спортсменов разного уровня подготовки с размером ноги не более 42, т.к. больше не позволит длина направляющей платформы — она слитная. Вторые для спортсменов — любителей, среднего уровня подготовки, которые не стремятся достичь высших результатов.

Верхней ступенью эволюции стали крепления ROTTEFELLA XCELERATOR (Skate и Classic). Для спортсменов, серъезно увлекающихся спортом. Легкий вес и практичность делают их совершенством в линейке NNN. В дополнении к коньковому варианту ставят платформу XCELERATOR SKATE SPACER (аналог пластины WEDGE у Salomon), которая приподнимает носок крепления, тем самым улучшает стабильность и отталкивание. Крепится также на платформу NIS с помощью ключа и поверх нее устанавливаются сами крепления.

Или же можно выбрать вариант креплений с уже встроенной платформой — ROTTEFELLA XCELERATOR SSR

Подведем итог. При выборе креплений посмотрите на свои лыжи, сейчас большинство производителей уже встраивают платформу NIS на лыжи (FISCHER, MADSHUS, ROSSIGNOL). В этом случае рекомендую ставить крепления системы NNN, т.к. их легко снять и поставить (можно без проблем использовать и в летний период на лыжероллерах). Если у вас лыжи без пластины (например ее нет на SALOMON, ATOMIC, YOKO, JARVINEN, SKI TRAB), то отлично подойдут крепления от Salomon, или же можно поставить любительские Rottefella step-in.

Я опробовал обе системы в течение многих лет тренировок. На мой взгляд у креплений Salomon Pilot в разы лучше сцепление ботинка с лыжей, за счет двух осей, и соответственно управляемость на высоте. Выбор остается за вами. Ниже фото лыж с платформой NIS и без нее.