Исправить ошибку он уронил свой пенсне. Практикум по курсу русский язык и культура речи

а) Мы подвели черту и поставили точку в этом деле. Вы не пришли сегодня и очень подвели меня.

б) Передайте мне соль, суп совсем несоленый. Здесь должна звучать нота соль.

в) Гуляя по лесу, мы набрели на ключ. Ключ не подходил к этому замку.

г) Ее большие глаза и маленькая ручка вызывали восхищение.Этот чемодан без ручки.

д) Последний осенний лист дрожал на березе.У меня остался последний лист бумаги.

5. Контрольные вопросы :

1.Нормы словоупотребления.

2.Употребление паронимов, синонимов, омонимов, многозначных слов.

3.Неологизмы, устаревшие слова, диалектизмы и жаргонизмы.

4.Фразеологические обороты. Речевые ошибки при употреблении фразеологических оборотов.

5.Речевая избыточность: плеоназм, тавтология.

6. Отчет:

7. 8) Информационные источники

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема « Особенности русской морфологической нормы».

1. Цель занятия :вырабатывать умение находить и исправлять нарушение морфологических норм.

3.Практическая часть:

1. Задание. В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:

а) Я вымыла голову хорошейшампунью.

б) Окна были занавешены тонкой тюлью.

в) Он уронил свой пенсне.

г) Она высказала мне свои недовольства.

e) У нее не было ни чулок, ни носок.

з) Сегодня у меня совершенно нет время.

и) В зоопарке мы видели необыкновенноешимпанзе,

к) Окно было закрыто красивымжалюзем.

л) Мы видели маленького колибри.

2 . Задание. Найдите ошибки в употреблении форм прилагательных и исправьте их.

а) На этих соревнованиях он был самым сильнейшим.

б) Наиболее худшие игроки были удалены с поля.

в) Эта книга более интереснее, чем та.

г) Это был самый наипрекраснейший день в моей жизни.

д) Эта блузка более красивее и оригинальна, чем все остальные.

e) Этот путь более ближе, чем тот.

ё) Вчера я посмотрел более интереснейший фильм.

ж) На уроках я стал более внимательнее.

з) Эти книги увлекательны и интересные.

3 . Задание. Раскройте скобки, запишите словами имена числительные, обозначенные цифрами, поставьте их в нужной форме:

а) Нам навстречу шли (2 юноша, 3 девушка).

б) Музей располагает (1050 картина).

в) Мы работали над проектом (22 сутки).

г) На занятия пришли (32 студенты).

д) Он пробежал дистанцию за (15,7 секунда).

е) У нас одновременно сломались (оба сани).

ё) Нам осталось отдыхать около (1,5 неделя).

ж) Мы отметили (800-летие) Москвы.

з) Прилетел самолет с (345 пассажир) на борту,

и) Вас ждут в (320 комната).

4 . Задание .

в) Я так за тобой соскучился.

5 . Задание . Найдите ошибки в употреблении местоимений и исправьте их.

а) Больной попросил сестру принести себе воды.

б) Отец позвал к себе его сына.

в) Я так за тобой соскучился.

г) Друзья помогли мне в работе, и благодаря ним я успел к сроку.

д) Ихняя команда заняла первое место.

е) Я изучил этот курс без никакой пользы для себя.

6. Задание . Найдите ошибки в употреблении наречий и исправьте их:

а) Эта дорога поширше будет.

б) Это решение гораздо простее, но оно требовало более луч­ше подготовиться.

в) Никто не делает это ловчее его.

г) Этот заказ выполнили несколько получше предыдущего.

д) Это платье гораздо красивше того.

е) Мы сходили туда зазря.

ё) Он завсегда на завтрак ест яичницу.

7. Задание . Раскройте скобки, выбирая нужный падеж.

а) Благодаря (новые впечатления) я повеселел.

б) Вопреки (предсказания) я вышел из этой ситуации побе­дителем.

в) Не надо тосковать по (несбыточные мечты).

г) Он соскучился по (свой дядя).

д) По (окончание школы) он пошел учиться дальше.

е) По (прибытие) на место мы пошли осматривать окрестности.

ж) Согласно (мой план), мы должны были ехать дальше.

з) Мы будем действовать наперекор (все трудности).

и) Он вернется по (завершение) работы.

4. Порядок выполнения задания:

5. Контрольные вопросы :

1.Тенденции развития морфологических норм. 2.Употребление существительных, имеющих колебания в роде, числе и падеже.

3.Склонение иностранных фамилий и имен. 4. Морфологические нормы имён прилагательных.

5. Морфологические нормы имён числительных.

6.Морфологические нормы наречий.

7.Морфологические нормы глаголов.

6. Отчет:

7. Список литературы:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема «Морфологические нормы и морфологические речевые ошибки.

1. Цель занятия :проверить умение видеть нарушение морфологической нормы в образовании слов и исправлять речевые ошибки в предложенных текстах.

2. Краткие теоретические сведения:

    Практическая часть.

1. Задание. Выберите и запишите правильный вариант.

1) трое юношей, три девушки, трое студенток;

2) 22 ножниц; 22 штуки ножниц, 22 пары ножниц;

3) Мы купили стол с (три, тремя) стульями.

4) В цех приняли (двое, двух) новых работников.

2. Задание . Исправьте ошибки в предложениях, отредактируйте стиль.

1) Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

2) Я познакомился с ужасно красивой девушкой.

3) В институт я не пошла, так как была заболевши.

4)Я никогда не убежу тебя в этом.

3. Задание. Составьте словосочетания « существительное + прилагательное.

Кольраби, салями, пенальти, авеню, бюро, желе, пальто, рагу, филе, фойе, спагетти., тюль, кофе, шампунь, мозоль,Онтарио, кенгуру.

4. Задание. Найдите ошибки в употреблении предлогов с падежными формами и исправьте их. Запишите правильные варианты.

1.Он шёл наперекор судьбы.

2.Благодаря дождю наша прогулка не состоялась.

3.Мы вышли навстречу победителей олимпиады.

4.Вопреки ожидания он произвёл благоприятное впечатление.

5 . Задание. Слова и словосочетания из скобок поставьте в нужном падеже.

1.Для (улучшение)качества строительства важное значение имеет широкоераспространение(научные достижения и передовой технический опыт)

2. Особое внимание в журналах уделяется (материалы), в которых рассказывается о достижениях науки и практики в деле улучшения качества строительства.

3 Особый интерес для специалистов представляют материалы, которые рассказывают

(строительство жилых и гражданских зданий.)

6 . Задание. У глаголов победить, убедить, очутиться, дерзить, приютиться, шелестеть 1-е лицо единственного числа не употребляется. Замените такие глаголы близкими по значению описательными формами.

Образец: Я (победить своего противника) – Я смогу победить своего противника (я хочу победить, я постараюсь победить).

1. Я (убедить) вас в правильности моих взглядов.

2.Если я не сдам экзамена, то (очутиться) в неприятном положении.

3. Я обязательно (убедить) вас в достоверности приводимых мной фактов.

В одном из вы-де-лен-ных ниже слов до-пу-ще-на ошиб-ка в об-ра-зо-ва-нии формы слова. Ис-правь-те ошиб-ку и за-пи-ши-те слово пра-виль-но.

ПО-МА-ШИ-ТЕ рукой

шесть БЛЮ-ДЕЦ

НАИ-ЛУЧ-ШИЙ спо-соб

СЕ-МЬЮ-СТА-МИ от-ве-та-ми

за-на-ве-сить ТЮЛЬЮ

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно употреблена форма слова ТЮЛЬ: это слово мужского рода, верно занавесить ТЮЛЕМ.

Ответ: тюлем.

Ответ: тюлем

Актуальность: Текущий учебный год

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы - это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны - разговорные формы , а с другой стороны - литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме .

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

До того, как я стал работать в Риядском зоопарке (Объединенные Арабские Эмираты), общаться с шимпанзе мне почти не доводилось. Московский зоопарк в конце 1970–1980-х гг. содержал из человекообразных только орангутанов и горилл, а для шимпанзе, как более обычного вида приматов, ни в старом, ни в новом обезьяннике не было места.

Я видел небольшие группы шимпанзе только в других зоопарках нашей страны и в Европе. Запомнился взрослый самец из Ленинградского зоопарка, которого содержали в небольшом помещении вместе с двумя самками. Он иногда приходил в ярость, бурно реагируя на присутствие рядом с его «апартаментами» какого-нибудь незнакомого мужчины. Выражалось это в истерических воплях и «крушении» подручными средствами (миской или палкой, а порой и рукой) решеток и полки в его клетке. Бедные самки при таком взрыве эмоций главы их семейства в ужасе замирали. Подобным образом вели себя и другие самцы, что видимо и останавливало сотрудников Московского зоопарка, которым более импонировали спокойные орангутаны и мрачные гориллы.

Однако в довоенные и послевоенные годы в Московском зоопарке содержали шимпанзе. Так самец по кличке Парис родился в 1931 г., пережил военные годы и умер в возрасте 32 лет. А это по меркам шимпанзе – глубокая старость. В свои молодые годы он был опасен, и в клетку к нему никто не заходил. Этого самца часто вспоминают в публикациях о Московском зоопарке, поскольку за ним наблюдала известный зоопсихолог Надежда Николаевна Ладыгина-Котс. Сообразительность Париса была просто удивительной. В свое время его приучили подавать руку для инъекций лекарственных препаратов. И вот, когда Парис стал старым и немощным и после перенесенного инсульта с трудом передвигался по клетке, каждый раз, увидев ветеринарного врача в халате, он подползал к решетке и протягивал руку, прося о помощи.

Вместе с ним обитали несколько самок. Одна из них, Красавица, родилась в 1946 г., а в 1949 г. появилась в Московском зоопарке. В молодости, до 8-летнего возраста, она подпускала к себе людей, но затем начала представлять опасность, и к ней в клетку тоже перестали заходить, продолжая общаться через решетку.

В те трудные для страны послевоенные годы люди во многом себе отказывали, но дневной рацион обезьян был очень разнообразен.

Хлеб белый – 500 г.
Картофель вареный и овощи – 1,5 кг.
Сухари – 50 г.
Каша – 300 г.
Орехи и подсолнечник – 50 г.
Фрукты – 800 г.
Капуста – 500 г.
Лук – 150 г.
Масло сливочное – 350 г.
Сахар – 150 г.
Молоко – 1,5 л.

Соль, дрожжи, яйца, свежие овощи, ягоды, фрукты – периодически.
Летом трава и, особенно, одуванчики, которые шимпанзе особенно любят.

В Риядском зоопарке на первых порах я так же недоверчиво относился к шимпанзе, но со временем проникся глубокой симпатией и интересом к этому виду. Надо заметить, что шимпанзе – генетически самый близкий к человеку примат. Различают два вида шимпанзе – обыкновенный (Pan troglodytes ) и карликовый (Pan paniscus ), или «бонобо». Исследования генетиков показали, что у человека и шимпанзе около 99% идентичных генов, и лишь 1% генов выделяет человека из группы человекообразных обезьян. Этот факт позволил современным систематикам отнести шимпанзе и человека к одному и тому же подсемейству Hominidae . Как оказалось, бонобо – самый близкий наш родственник из царства животных. Генетически он ближе к предковым формам шимпанзе и человека.

В природе шимпанзе всеядны и употребляют как корма животного происхождения, так и растения в виде молодых побегов, листьев, семян, плодов и цветов. В отличие от своих ближайших родственников – горилл, которые слывут заядлыми вегетарианцами, шимпанзе не прочь поохотиться на более слабых, чем они, животных. Их жертвами становятся не только птенцы, ящерицы, грызуны, но и мелкие копытные, такие как дукеры и дик-дики, телята газелей, а также мартышки, колобусы, и даже детеныши шимпанзе из других семейных групп. Правда, каннибализм присущ только некоторым самцам. Они сообща организовывают облавные охоты на мартышек и других животных.

В неволе шимпанзе быстро перенимают у людей вредные привычки. Такие истинно «человеческие» пороки, как курение и пьянство, для них не редкость. В Ялтинском зоопарке, например, и сейчас живет самец шимпанзе, которого директор и владелец зоопарка О.А. Зубков, приобретя с рук, с трудом отучил от пьянства. Теперь лишь иногда они выпивают вдвоем по бутылочке пива, сидя рядом за столом внутри вольеры. О некогда любимой водке этому представителю приматов пришлось забыть навсегда, хотя далось это директору нелегко.

Шимпанзе ходят, опираясь не на всю ступню, а на ее наружный край, а также на тыльную сторону рук. Элементы ходьбы можно наблюдать и в зоопарке, особенно там, где есть крупные вольеры. В этом смысле Риядский зоопарк выгодно отличается от многих других. К моменту моего приезда там содержалось 11 особей этого вида.

В «шимпанзятнике», включающем четыре внутренние клетки и большую наружную вольеру, отгороженную от посетителей рвом с водой, жило две группы по три шимпанзе. В каждой – один самец и две самки. Помимо этих шимпанзе, которые были вполне взрослыми, а двое – даже преклонного возраста, имелось еще пять совсем молодых животных – три самца и две самки 5–6 лет от роду. Они содержались отдельно, в большой сетчатой вольере. Буквально на глазах они взрослели, становились сильными и неоднократно пробовали на прочность свою вольеру. Заделывая в очередной раз дыру или заваривая металлическую конструкцию, техники предупреждали, что в конце концов шимпанзята все-таки выберутся из вольеры наружу. Этого никак нельзя было допустить, и мы решили перевести животных на территорию «шимпанзятника», где содержались взрослые обезьяны. Там с техникой безопасности было проще.

Перед нами стояла задача объединения шимпанзе в две группы, которые можно было бы выпускать по очереди в открытую вольеру. Это позволило бы посетителям наблюдать разных животных в разные дни посещения зоопарка, а самим обезьянам дало бы возможность регулярно совершать моцион на свежем воздухе под лучами солнца, что немаловажно для здоровья. Я надеялся, что в дальнейшем шимпанзе станут нормально размножаться.

Но как начать соединение животных? Не повлечет ли оно нежелательного травматизма или, хуже того, убийства одних животных другими? Да, риск был. Поэтому я решил посоветоваться с заведующей отделом приматов Московского зоопарка Варварой Мешик. Ответ на мой факс не заставил себя ждать. Варя напомнила мне, что в природе бывают случаи, когда самцы убивают детенышей из других семей. В то же время она писала о терпимости шимпанзе друг к другу, и о том, что в зоопарках часто содержат группы, состоящие из нескольких взрослых самцов и самок. Оказывается, самцы шимпанзе более терпимы к особям своего пола, чем другие виды обезьян.

Опасаясь все же агрессивной реакции взрослых самцов друг на друга, мы решили начать с формирования группы из более молодого самца по кличке Бобой и четырех самок. Две из них уже составляли с ним многолетнюю семью. Я надеялся, что он заинтересуется новыми самками, если они появятся в его группе.

Другая группа состояла из самца по кличке Барок и самок Стелы и Джулии. Бароку и Стеле было по 20 лет, они уже имели серебристую (с сединой) шерсть и, несомненно, составляли семейную пару. Однако сексуального поведения у них я не наблюдал. Джулия, которой минуло 16 лет, отличалась очень густой черной шерстью и мощным телосложением. Она занимала в группе подчиненное положение.

Соединять шимпанзе мы решили постепенно. Начали с того, что рано утром, еще до выпуска животных в открытую вольеру, разложили там несколько пучков зеленых ветвей мелколистного фикуса. Предполагалось, что, отвлекшись на них, обезьяны будут не столь агрессивно реагировать на появление чужака. Для этой же цели в вольеру поместили некоторые корма. Далее цитирую свой дневник.

«В 8.15 утра выпустили группу шимпанзе, состоящую из 10-летнего самца Бобоя и самок Нэнси и Анны. Дали им несколько минут освоиться. В 8.20 выпустили к ним Джулию. Она по своей комплекции превосходит всех членов молодой группы. Выскочив из внутреннего помещения через подъемную дверцу-шибер, она пробежала на двух ногах по всему вольеру, как человек, взметнув по дороге рукой вверх ветки. Это была явная демонстрация силы. После чего Джулия забралась на самый верх конструкции из бревен, находившейся в центре вольеры, и стала озираться по сторонам. При ее появлении обе самки громко закричали, но Анна причитала и охала громче всех. Судя по состоянию гениталий (наружных половых органов), и Анна, и Джулия находятся в эструсе (состояние течки). Вероятно, Анна почувствовала в Джулии потенциальную соперницу. Джулия, увидев Нэнси, восседающую на крупных камнях, где был рассыпан корм, тут же прогнала ее и устроилась там сама. К ней вплотную приблизился Бобой, и они в упор несколько секунд смотрели друг на друга. После этого Бобой отошел в сторону. В 8.21 произошел первый дружеский контакт Джулии и Нэнси. Обе взаимно обнюхали гениталии, удостоверившись, что соперницами в данный момент не являются. Еще через минуту произошел положительный контакт Джулии с Бобоем, но Анна пока боится новенькую. Она уступила ей место на дереве, опасливо отойдя в сторону. Кричать, правда, прекратила. В 8.23 Бобой зашел во внутреннее помещение, Джулия с Нэнси последовали за ним и заглянули внутрь. Затем все расселись в 2–3-х метрах друг от друга на деревьях. Анна начала есть и успокоилась. Джулия заняла самую верхнюю точку на деревьях. Посидев с минуту, она спустилась на землю, где к кормам сошлись все три самки.

В тот день к 17–18 ч в зоопарке собралось много посетителей, которые кричали, улюлюкали, бросали шимпанзе пакеты с попкорном, пачки от сигарет и жевательных резинок, пластмассовые бутылки из-под пепси-колы и пластмассовые стаканы для воды. Поставленный рядом с вольерами обезьян охранник ничего не мог сделать, он лишь с важным видом подходил то к одной, то к другой группе людей, урезонивая их.

Спустя пять дней, за которые группа из четырех шимпанзе консолидировалась, мы продолжили соединение животных. Теперь на очереди была Стела. Привожу мой репортаж за первые два часа наблюдений.

«В 8.00 утра положили ветки акации в вольеру. Четверка обезьян хорошо реагирует на них, животные носят их по вольере, сгрызают кору, устраивают из ветвей гнезда. В 8.00 открыли дверцу-шибер и выпустили Стелу. Она, озираясь по сторонам и пугаясь, с криком пробежала по вольере. Обезьяны испытали кратковременный шок. Но уже через две минуты к Стеле подбежала Нэнси, и они обнялись. Еще через минуту произошел контакт с Джулией. Они узнали друг друга. Больше всех волнуется и кричит Анна. Далее произошло удивительное. Стела подставила зад Джулии, чем признала ее доминирование над собой в этой ситуации. А ведь раньше, в группе с Бароком, Стела доминировала, пользуясь покровительством самца. Здесь же нужно было рассчитывать только на свои силы. Бобой за прошедшие пять минут трижды обежал вольеру с криками и демонстрацией собственной силы. Он на бегу с размаху рукой бил в закрытую дверь шибера, за которой был другой самец – Барок. К новой самке Бобой отнесся спокойно. Между собой самки быстро нашли общий язык. В 8.11 Анна и Стела вместе зашли внутрь обезьянника. Вышли. А через минуту Стела позволила себе агрессивную выходку по отношению к Бобою. Подбежав незамеченная сзади, она стукнула его по спине. Он немедленно отпугнул ее, но не проявил дальнейшей агрессии. В течение полутора часов еще трижды Стела сама и вместе с Джулией нападали на Бобоя».

Самки скооперировались в память о прошлой их группе и подстрекаемые звуками, доносившимися из клетки Барока. Дважды они выгоняли Бобоя из внутреннего помещения, где были рассыпаны корма. Он, обиженный, усаживался в центре вольеры у бревенчатых конструкций, но сам не нападал на самок. Несколько раз его защищала Анна, нападая на Стелу.

Постепенно, позавтракав во внутреннем помещении, шимпанзе занялись своими делами. Стела строит гнездо из веток. В ее отсутствие гнездом занимается Анна. Стало жарко. Чтобы охладиться, я принес из киоска стакан с пепси-колой, закрытый крышкой, через которую продета трубочка. Успел отхлебнуть лишь глоток, когда мной заинтересовалась Джулия. Она протянула в мою сторону руку, выпрашивая вкусную воду. Пришлось бросить ей стакан через ров. Джулия мастерски его поймала, не пролив ни капли, и пошла в тень попить. К ней подошла Стела и стала заглядывать ей в лицо умоляющими глазами, но Джулия осталась равнодушной к немым просьбам подруги и допила пепси сама. Стела подошла ко рву и требовательно протянула руку к наблюдавшим за ней служителям. Те никак не среагировали на это. Тогда Стела постучала указательным пальцем себя по лбу, как будто взывая к разуму окружавших вольеру людей, и вновь протянула руку. Этому жесту ее, несомненно, обучил кто-то из людей. Кроме нее так же мог делать Барок. И этот жест, как правило, давал желаемый результат, – редко кто из посетителей мог устоять против неожиданного и вполне обоснованного требования угощений.

Позже агрессии между шимпанзе мы не наблюдали. В группе среди самок образовались иерархические отношения в следующем порядке (по убыванию): Джулия, Стела, Нэнси, Анна.

Продолжение следует

В каких случаях имена собственные становятся нарицательными, а нарицательные – собственными? Приведите свои примеры.

Сколько родов имеет имя существительное? Перечислите их, приведите свои примеры. Может ли какое-либо существительное поменять род?

Каковы грамматические значения падежей? Каким способом выражаются эти значения?

Что такое склонение? Сколько склонений у имени существительного? По какому принципу имена существительные распределяются по склонениям? Перечислите все разносклоняемые существительные. Назовите Отступления от основной парадигмы.

6. Все ли существительные изменяются по числам? Составьте предложения со следующими существительными, употребляя их во множественном числе:

жюри, самбо, табло, меню, купе, радио, шоссе, лосось, какаду, фрау.

Определите род этих существительных.

7. Из следующих предложений выпишите все существительные, определите их род, число, падеж, укажите значения падежей, определите, являются ли они одушевленными или неодушевленными:

а) Лисица видит сыр – лисицу сыр пленил.

б) К кому-то принесли от мастера ларец. Отделкой чистою в Глаза ларец кидался.

в) Я отыщу секрет и ларчик вам открою. А ларчик просто открывался.

8. Определите род следующих существительных:

рояль, какао, госпиталь, лебедь, мозоль, шампунь, дитя, тезка, картофель, задира, непоседа, забияка, кенгуру, Баку, СМИ, жалюзи, Сочи, пенальти, алиби, тюль, повидло, вуаль, вестибюль.

9. Образуйте множественное число у следующих существительных:

фамилия, объединение, обещание, кольцо, сверло, колесико, платье, чудо, дворянин, сосед, болгарин, цыган, фарфор, крем, рожь, молоко, молодость, доктор, директор, корректор, инструктор, инструктор, профессор, тополь, отпуск, паспорт, шофер, торт, инженер, офицер.

Дайте дефиниции следующим парам слов. Составьте предложение каждым из них. Чем различаются эти слова?

Цветы – цвета, тона – тоны, зубы – зубья, листы – листья, :сыны – сыновья, деревья – дерева.

11. Просклоняйте в ед. и мн. ч. следующие слова:

блюдце, полотенце, время, площадь, отчество, путь, басня, туфля, кухня, роща, молния, подпись, ватрушка, апельсин, грамм, чулок, носок, противень, ущелье.

12. Для следующих слов образуйте, где допустимо, соответствующие существительные женского рода:

учитель, кассир, парикмахер, врач, доктор, директор, бухгалтер, профессор, доцент, инженер.

13. В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:

а) Я вымыла голову хорошей шампунью.

б) Окна были занавешены тонкой тюлью.

в) Он уронил свой пенсне.

г) Она высказала мне свои недовольства.

е) Редактора исправили текст.

ж) У нее не было ни чулок, ни носок.

з) Сегодня у меня совершенно нет время.

и) В зоопарке мы видели необыкновенное шимпанзе.

к) Окно было закрыто красивым жалюзем.

л) Мы видели маленького колибри.

м) В таборе было много цыганов.

н) На вешалке висело несколько полотенцев.

о) На завтрак бабушка напекла много оладьев.

п) На столе стояло шесть чашек и шесть блюдцев.

Имя прилагательное

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая характеризуется следующими признаками.

1. Семантический признак: общее значение признака предмета (качества, свойства, принадлежности), то, о чем можно спросить какой? чей? (красный, весенний, лисий).

Морфологические признаки: род, число, падеж.

Имена прилагательные употребляются при именах существительных и согласуются с ними (то есть употребляются в том же роде, числе и падеже, что и существительное), например: красивое зеленое платье, красивым зеленым платьем.

Согласуясь с существительными, имена прилагательные изменяются по числам (красивые зеленые шторы), в единственном числе по родам (красивый зеленый костюм, красивая зеленая юбка) и в обоих числах изменяются по падежам.

3. Синтаксический признак: быть в предложении определением или составной частью именного сказуемого: распускаются первые весенние цветы (определение); погода была чудесная (сказуемое).

ФОСы по русскому языку и культуре речи.

ВАРИАНТ -1.

    Поставить ударение в словах: статуя, каталог, языковая норма, облегчить, намерение, баловать, мышление, обеспечение, откупорить, туфля, завидно.

    Образовать форму множественного числа:

чудо –

дворянин –

цыган –

директор –

профессор –

торт –

шофёр –

    Определить род имен существительных и подобрать определение к словам: рояль, какао, шампунь, лебедь, непоседа, алоэ, тюль, повидло, жалюзи .

    Укажите слова, в которых перед е произносится мягкий согласный: шинель, тембр, антенна, потенциальный, академия, терраса.

    Подобрать синонимы к словам:

зажечься –

победить –

неприятный

ВАРИАНТ – 2.

    Поставить ударение в следующих словах: эксперт, квартал, средства, красивее, запломбировать, звонит, пересоленный, маркетинг, приданое, ходатайствовать.

    Поставьте в родительном падеже множественного числа и единственного числа следующие слова:

блюдце –

площадь –

полотенце –

басня –

туфля –

грамм –

чулок –

носок –

    Образуйте, где это допустимо, соответствующие существительные женского рода: учитель, кассир, парикмахер, врач, директор, бухгалтер, поэт, инженер.

    Найдите ошибку в следующих предложениях и исправьте их:

Я вымыла голову хорошей шампунью.

Окна были занавешены тонкой тюлью.

Он уронил свой пенсне.

Редактора исправили текст.

У неё не было ни чулок, ни носок.

    Определите значение следующих слов:

амбиция –

брифинг –

вернисаж –

ВАРИАНТ – 3.

    Поставьте ударение в словах: древко, оптовый, сливовый, кухонный, добыча, искоса, ждала, гербовый, досыта, изыск, подростковый, торты, диспансер, начал.

    Отметьте слова, в которых пропущена буква ё :

Быти…, новорожд…нный, остри…, оп…ка, никч…мный, одноим…нный.

    Определите род имен существительных: туннель, фойе, лосось, кредо, коллега, ваниль, гантель, скряга, фиаско, вентиль.

    Найдите прилагательные, которые образуют краткую форму, и запишите её: длинный, младший, большущий, тесный, глухой, поздний, короткий, старший, хромой.

    Найдите глаголы, которые употреблены правильно:

Им двигает чувство сострадания.

Ветер колыхает листву.

Листья колышутся на ветру.

Человеку свойственно заблуждаться.

Ехай в райцентр.

ВАРИАНТ – 4.

    Поставьте ударение в словах: безудержный, вероисповедание, исчерпать, правы, премировать, сироты, столяр, таможня, украинский, углубить, умерший, жизнеобеспечение.

    Найдите слова, в которых чн произносится как шн: скучно, ночной, скворечник, нарочно, конечно, девичник, коричневый, справочник.

    Какие формы степеней сравнения прилагательных образованы правильно: более интенсивный, высоченный, наилучший, более умный, строже, наиболее прогрессивный, более прогрессивный, умнейший, красивше.

    Отредактируйте следующие предложения:

Среди приглашённых были профессоры, учёные, банкиры.

Обоим студенткам нужно пересдать зачёт.

МГУ проводила набор на подготовительные курсы.

Рабочий был уволен за прогул без уважительных причин.

    Составьте словосочетания со следующими словами:

клубы – клубы, трусить – трусить, ирис – ирис.

ВАРИАНТ – 5.

    Поставьте ударение в словах: бутик, симметрия, договор, жалюзи, диалог, арест, мастерски, досуг, обеспечение, корысть, диспансер, щавель, цыган, отнял.

    Укажите правильное произношение выделенных букв: п о эт, т е рмин, ску чн о, пр е сса, Ильини чн а, т е зис, инт е грация, компьют е р, кр е до, плат е жеспособный, игруше чн ый.

    Образуйте форму именительного падежа единственного числа от следующих существительных и подберите к ним определения: жирафы, неряхи, рояли, рельсы, тюли, выскочки, манжеты, тапки, босоножки.

    Отредактируйте предложения:

На обеих берегах реки раскинулись поля.

С докладом выступили четверо профессоров.

Наконец я смогла купить пять метров красивой тюли.

    Составьте словосочетания с паронимами:

злой – злостный, длинный – длительный, тактичный – тактический.

1. Поставьте ударение в словах: новорожденный, афера, бытие, опека.

2. Запишите числа словами:

Высота останкинской башни с антенной равна 540 м. 74 см.

3. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:

а) согласно (распоряжение, приказ, указание, решение);

б) по (истечение) срока, по (приезд) в город.

4. Поставьте ударение в словах: квартал, ходатайство, премировать, задолго.

5. Запишите числа словами:

Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час.

6.Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:

а) Нельзя всех мерить под одну гребенку;

б) Еще совсем недавно ему пели фимиамы.

7. Поставьте ударение в словах: путепровод, углубить, баловать, хвоя.

8. Запишите числа словами:

Расстояние в 1375 километров, 45 (градусный) мороз, 5000 (-ый) посетитель.

9. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:

а) Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе за время похода.

б) Прошу вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и других.

10. Поставьте ударение в данных словах: обеспечение, приобретение, оптовая (цена), вероисповедание.

11. Запишите числа словами:

Прибытие поезда с 358 экскурсантами ожидалось через (пол)часа.

12. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:

а) В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.

б) Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь.

13. Поставьте ударение в словах: валовой (доход), эксперт, танцовщица, завидно.

14. Замените выделенные словосочетания сложными прилагательными: ложа в 2 яруса, дом в 3 этажа, перерыв в 11 минут, шарф длиной 1,5 метра.

15. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:

а) вопреки (предсказание, совет, уговор);

б) по (прибытие) на метро, по (окончание) школы.

16. Поставьте ударение в данных словах: втридорога, языковая (норма), развитая (сеть дорог), предвосхитить.

17. Запишите числа словами:

На 76 параллели, делегаты из 64 стран, городок с 384 тысячами жителей.

18. Образуйте форму 3 лица настоящего времени от глаголов. При наличии вариантов объясните их различие: колыхать, мурлыкать, плескать, сыпать, капать.

19. Поставьте ударение в данных словах: приговор, принудить, столяр, диспансер.

20. Замените числа словами, раскройте скобки: 75 (лет) юбилей, 30 (градус) мороз, 40 (ведер) бочка, 500 (миллион) народ.

21. Исправьте предложения:

а) Факты говорят за возможность использования резервов.

б) Большая группа ученых была удостоена правительственными наградами.

22. Поставьте ударение в данных словах: сосредоточение, нефтепровод, жизнеобеспечение, издревле.

23. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:

а) благодаря (выступление, успех, знание);

б) по (окончание) техникума, по(истечение) срока.

24. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:

а) Доносившийся шум моря снизу говорил о покое.

б) Верный Пугачев своему обещанию приближался к Оренбургу.

25. Поставьте ударение в словах: сегмент, каталог, менеджмент, без умолку.

26. Раскройте скобки, определите род имен существительных:

Друг пьет только (черный) кофе.

В зале сидит (компетентный) жюри.

Чтобы крыша не текла, ее нужно покрыть (толь).

27. Поставьте существительные в форме Родительного падежа множественного числа: ампер, блюдце, брелок, будни, грамм.

28. Поставьте ударение в словах: отрочество, звонит (телефон), бряцать (оружием), названый (брат).

29. Раскройте скобки:

Я не нашла в магазинах ни (апельсины), ни (помидоры), ни (баклажаны), зато купила 6 (килограммы), (помидоры) и 5 (килограммы) (яблоки).

30. Поставьте существительные в форме родительного падежа множественного числа: бюллетень, комментарий, полотенце, селенье, солдат.

31. Поставьте ударение в словах: валовой, газопровод, заменявший, намерение.

32. Раскройте скобки, определите род существительных:

Голову моют (шампунь).

На окна повесили (красивый) тюль.

У стены стоит (черный) рояль.

33. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:

Подгоняемая лодка волнами и ветром быстро неслась по реке.

34. Поставьте ударение в словах: досуг, жалюзи, иначе, намерение.

35. Определите, нарушена ли лексическая сочетаемость в словосочетаниях:

Две единственные дочери, сломать стеклянную вазу, ужасно удобная обувь, страшно красивое платье.

36. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:

Прятаться за чужие широкие спины – дело недостойное.

Не стоит почивать на достигнутом.

37. Поставьте ударение в словах: агент, ампер, апартаменты, некролог.

38. Запишите числа словами:

В книге 487 страниц. Она иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами.

39. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов:

Как бык на новые ворота.

В этом движении важную скрипку играют демократы.

40. Поставьте ударение в словах: приговор, пуловер, ржаветь, таможня.

41. От данных существительных образуйте глаголы и страдательные причастия прошедшего времени, поставьте ударения: ксерокопия, норма, пломба, премия.

42. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов:

Издалека были видны плывущие бревна по воде.

Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана помощь.

43. Поставьте ударение в словах: статуя, убранство, уведомить, усугубить.

44. Проспрягайте глаголы, расставьте ударения: звонить, одолжить.

45. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота:

Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.

46. Поставьте ударение в словах: упрочение, феномен, ходатайство, христианин.

47. Употребите подходящие по смыслу глаголы-паронимы «надеть» и «одеть». Объясните свой выбор:

Зима …дела землю снегом.

На мебель были …деты чехлы.

Мать …дела ребенка.

48. Исправьте ошибки, связанные с неправильны употреблением деепричастного оборота:

Приехав домой, больному стало значительно лучше.

49. Поставьте ударение в словах: медикаменты, мизерный, мышление, намерение.

50. Проспрягайте глаголы, расставьте ударение: баловать, облегчить.

51. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов:

Веселое лицо при плохой игре.

Игра не стоит денег.

52. Поставьте ударение в словах: баловать, баржа, бармен, газопровод.

53. Проспрягайте глаголы, расставьте ударение: вручить, предложить.

54. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов:

Он работал целый день, от зари до вечера.

Все решили, что ребенок родился в сорочке.

55. Поставьте ударение в словах: включит, вручит, звонит, облегчит.

56. Определите, нарушена ли лексическая сочетаемость в предложениях:

Команда спортсменов обречена на победу.

Она была в страшно красивом платье.

57. Определите, с какими существительными сочетаются глаголы «представить» - «предоставить»: квартира, отпуск, справка, факты.

58. Поставьте ударение в словах: одолжить, положить, предложить, углубить.

59. Запишите числа словами:

3128 пассажирами, город с 250 тысячами жителей.

60. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов:

а) По степи лошади шли медленно, густо заросшей травой.

б) Отряд избежал опасности благодаря проявленной решительности командиром.

Перечень практических заданий к дифференцированному зачёту

Вариант 1.

1. Расставить ударения в словах

Агент, баллотироваться, документ, заем, злоба, индустрия, километр, красивее, маркетинг, обострить, принудить, ходатайствовать.

Адекватный, альтернатива, анестезия, агрессия.

Редактор, конструктор, фельдшер.

4. Образовать существительное в форме родительного падежа множественного числа. Граммы, центнеры, ботинки.

Прогуливаясь по вечернему город, 1/мы получили настоящее наслаждение. 2/у нас завязался разговор. 3/проспект произвел впечатление.

6. Определить изобразительно-выразительные средства языка. Расставить знаки препинания.

Д...лина тихая внима...т Журчанью мирн...го ручья. И темный лес скпоняясь дремл... т Под звуки песни с...ловья. /С.Есенин/

Не бывает абсолютно одинаковых и совсем бездарных людей! Каждый рождается с печатью какого-либо таланта. Потребность творчества так же естественна, как потребность пить и есть. Она теплится в каждом из нас, даже в самых невероятно тяжелых условиях. Каждая личность по-своему талантлива, иными словами, своеобразна. Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует. То, что потребность творчества свойственна каждому, видно хотя бы из того, что даже в детстве, у ребенка есть потребность в игре. Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. /В. Белов

Вариант 2.

Аргумент, баловать, договор, завидно, дремота, каталог, коклюш, кремень, некролог, осведомиться, средства, исчерпать.

2. Написать транскрипцию выделенных слогов.

Тенденция, тезис, продюсер.

3. Образовать существительное в форме именительного падежа множественного числа.

Инженер, лектор, директор.

4. Образовать существительное в форме родительного падежа множественного числа.

Апельсины, мандарины, сапоги.

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Путешествуя на велосипеде, 1) 2) 3) развиваются мышцы ног и спины. требуется немалая выносливость. вы получаете большое удовольствие. 6. Определите изобразительно-выразительные средства языка.

Плач...т у окошка пасмурн...я буря Понагнулись ветлы к мутн...му ст...клу И к...чают ветки голову понуря И с тоской угрюмой смотр... т в /полу/мглу.

7. Определить стиль и тип речи.

/С. Есенин/ Трудное и запутанное дело-писательство. Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая ее не снаружи, а изнутри. Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание - и бросает прежнюю работу, становится профессионалом. И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда ему нужно платить за квартиру, шить жене пальто. И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. И нет уже писателя. Начинающий писатель, если он уважает свой талант, не должен «жить» литературой. Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. /В. Вересаев

Вариант 3.

1. Расставить ударение в словах.

Алкоголь, буржуазия, диспансер, заржаветь, тошнота, каучук, колосс, намерение, обеспечение, партер, столяр, щавель.

2. Написать транскрипцию выделенных слогов.

Темп, детектив, атеизм, шинель.

3. Образовать существительное в форме именительного падежа множественного числа.

Бухгалтер, договор, инспектор.

4. Образовать форму существительного родительного падежа множественного числа.

Томаты, гектары, чулки.

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Выбрав пьесу, 1) 2) 3) началось распределение ролей. была назначена первая репетиция. мы немедленно начали репетировать.

6. Определить изобразительно-выразительные средства языка. Улыбнулись со...ые березки Ра...трепали ш...лковые косы. Ш...лестят з...леные с...режки И г...рят серебря...ые росы.

7. Определить стиль и тип речи.

Родившаяся полтысячи лет назад книга, предшественником которой был манускрипт, и старше и мудрее молодой музы телевидения. Считают иногда, что в век лазера и ракет новые средства коммуникации и информации оттеснят книгу, а с нею и интерес к нашим кумирам - классикам. И бытовой рассудок подтверждает: человечество начинает читать меньше, книга не в фаворе, книга не в чести. В нашей стране пока еще есть голод на книгу, но тенденция насыщения ею рынка неизбежна. И как ни стараются книгоиздатели во всем мире осовременить облик книги,в ней как таковой есть оттенок « ретро», чего-то старомодного, сродни веку кринолинов и сюртуков. /В. Лакшин

Вариант 4 .

1. Расставить ударение в словах

Аристократия, демократия, дозвониться, повторим, изобретение, квартал, комбайнер, менеджмент, облегчить, премировать, усугубить, мусоропровод.

2. Написать транскрипцию выделенных слогов.

Кортеж, менеджер, антитеза, акварель.

3. Образовать существительное в именительном падеже во множественном числе. Корректор, профессор, инструктор.

4. Образовать существительное в форме родительного падежа множественного числа. Килограммы, носки, валенки.

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Анализируя состав слова, 1) 2) 3) у меня возник вопрос. укажите его морфемы. мне поставили «отлично».

6. Определить изобразительно-выразительные средства языка.

Тихо струи... с я река серебрист...я В царстве вечерн...и зелен...й в...сны Солнце с...дится за горы л...систые Рог з...лотой выплывает луны.

7. Определить стиль и тип речи.

С чьей-то легкой руки природу русского Севера журналисты называют неброской, неяркой и скромной. Между тем нигде по стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и многозвучных красок, как на Севере России. Красота этих мест обусловлена не одним лишь разнообразием ландшафтов, сочетающих невысокие горы, холмы, долины, распадки, озера и реки, обрамленные лесами, лугами, кустарниками; она обусловлена и разнообразными, то и дело сменяющими друг друга пейзажными настроениями. Эта смена происходит порою буквально в считанные секунды, не говоря уже о переменах, связанных с четырьмя временами года. /В. Белов/

Перечень теоретических вопросов к дифференцированному зачету по дисциплине Русский язык и культура речи

1. Язык как система. Основные единицы языка.

2. Язык как система. Функции языка.

3. Язык и речь.

4. Понятие о литературном языке и языковой норме.

5. Понятие литературной нормы. Типы нормы.

6. Слово, его лексическое значение.

7. Многозначные слова и их употребление.

8. Синонимы, антонимы и их употребление. Лексические нормы. Лексические ошибки, связанные с употреблением синонимов.

9. Омонимы, паронимы и их употребление. Лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов.

10. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

11. Русская лексика с точки зрения ее употребления (нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

12. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

13.Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи.

14. Употребление фразеологизмов в речи. Лексические ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

15. Лексические нормы: нормы словоупотребления.

16. Лексические ошибки: плеоназм, тавтология и др.

17. Фонетические единицы. Фонетический разбор слова. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

18. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Правописание о/ё после шипящих и ц.

19. Орфоэпические нормы: нормы ударения. Ударение имён существительных. Ударение имён прилагательных.

20. Орфоэпические произносительные нормы: произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов.

21. Морфемика. Морфема. Способы словообразования. Морфемный разбор слова. Словообразовательный разбор.

22. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

23. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

24. Правописание приставок при-/пре-. Правописание сложных слов.

25. Морфология. Морфологические нормы: нормы образования грамматических форм слов различных частей речи. Употребление ь для обозначения грамматических форм.

26. Употребление форм имён существительных в речи. Образование и употребление И. п. мн. ч. имён существительных.

27. Образование и употребление Р. п. мн. ч. имён существительных.

28. Род несклоняемых иноязычных имён существительных.

29. Род сложносокращённых слов (аббревиатур).

30. Образование и употребление степеней сравнения имён прилагательных. Употребление форм имён прилагательных в речи.

31. Образование формы Р.п. имени числительного. Употребление числительных в речи.

32. Местоимение. Употребление в речи.

33. Глагол. Употребление форм глагола в речи.

34. Причастие. Правописание не с причастиями.

35. Причастие. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.

36. Причастие. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

37. Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Особенности построения предложений с деепричастным оборотом.

38. Наречие. Употребление наречий в речи.

39. Предлог. Употребление предлогов в речи. Употребление предлогов между (меж), по. Употребление предлогов согласно, благодаря, вопреки. Употребление предлогов в и на, их антонимов.

40. Союзы. Употребление союзов в простом и сложном предложениях.

41. Частица. Правописание частиц. Употребление в речи.

42. Междометие. Употребление в речи.

43. Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Синтаксические нормы.

44. Словосочетание: нормы построения. Виды подчинительной связи между словами в подчинительном словосочетании.

45. Управление в словосочетании: употребление предлогов согласно, благодаря, вопреки.

46. Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым.

47. Нормы построения простых предложений. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием.

48. Нормы построения простых предложений. Прямой порядок слов в предложении.

49. Нормы построения простых предложений. Синтаксические ошибки. Их исправление.

50. Односоставное и неполное предложения.

51. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.

52. Предложения с обособленными и уточняющими членами.

53. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Употребление вводных слов в речи.

54. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

55. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

56. Сложное предложение. Нормы построения сложных предложений различных видов.

57. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Употребления сложносочинённых предложений в речи.

58. Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в нём. Использование сложноподчинённых предложений в разных типах и стилях речи.

59. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

60. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

61. Построение сложных предложений: речевые ошибки при построении сложных конструкций.

62. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

63. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста.

64. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

65. Функциональные стили речи. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

66. Научный стиль речи. Основные жанры: доклад, статья, сообщение и др.

67. Официально-деловой стиль речи. Признаки. Назначение. Подстили.

68. Публицистический стиль речи. Основные жанры. Особенности построения публичного выступления.

69. Художественный стиль речи, его основные признаки.

70. Лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей речи.