Страна где обитают пираты. Настоящие пираты: какими они были

Были ли на Руси пираты? Ответ напрашивается сам собой - пиратство возможно только при достаточно хорошо развитом флоте, которого до Петра I в России не было. Однако не все так просто.

В 1558 году в ходе Ливонской войны русские войска захватили Нарву, которая вскоре стала довольно шумным портом. Сюда устремились корабли иностранцев с различными товарами, устремились искатели счастливой доли и авантюристы. Это не могло вызвать особенную радость соседей России. Они стали организовывать каперские суда, капитаны которых получали охранные грамоты от правительств, высокопоставленных вельмож, которые давали им полное право на захват и разграбление всех кораблей, идущих в Россию. Для борьбы с этой стихией Иван Грозный не нашел ничего лучшего, как сформировать свою каперскую флотилию, так как создание сильного флота требовало как долгого времени, так и больших денег, которых у измотанной войной, террором России не было. Да и с опытными мореходами было не густо.

Карстен Роде

На призыв царя очень быстро нашлось достаточно охотников. Одним из первых при царском дворе объявился опытный морской бродяга, который многое повидал на море. Звали его Карстен Роде, и был он датчанином по происхождению и отъявленный пират, авантюрист по призванию. Он-то и получил от царя охранную грамоту и получил официальное звание "царского морского атамана". Атаману предписывалось "...силой врагов взять, а их корабли огнем и мечом сыскать, зацеплять и истреблять, согласно нашего величества грамоты... А нашим воеводам и приказным людям того атамана Карстена Роде и его скиперов товарищей и помощников в наши пристанища на море и на земле в береженьи и чести держать, запасу или что им надобно, как торг подымет, продать и не обидеть". Таким образом, Карстен Роде и его братия оказались на службе московского грозного царя, получили право укрываться в русских портах и в портах дружественных стран, таких, как Дания. Первое судно каперов не было большим - оно не превышало 40 тонн водоизмещением и имело несколько пушек на ботру. Но опытный корсар Карстен быстро пополнил свой флот, отобрав у своих соперников 16 кораблей. Базировались корабли на Борнхольме и в датских портах. Похоже, что на борту каперских кораблей кроме пиратов-иностранцев были русские поморы и московские пушкари. И надо полагать, флотилия царских "джентльменов удачи" оправдывала свое назначение, так как власти и правители враждебных государств устраивали настоящую охоту на Роде. И несмотря на то, что в Ливонской войне России не везло, Карстен Роде действовал успешно. Правда, алчность и пиратская натура брала свое, и корсар не брезговал и кораблями союзников Московии - соотечественников-датчан в качестве приза. Датский король Фредерик II в 1570 г приказал арестовать неуемного пирата. Он был схвачен и помещен сначала в королевский замок в Гале, затем препровожден в Копенгаген, где его следы затерялись. Через некоторое время царь вспомнил о своем адмирале и в 1576 году направил датскому королю послание, в котором говорилось: "Лет пять или более послали мы на море Карстена Роде на кораблях с воинскими людьми для разбойников, которые разбивали из Гданска на море наших гостей. И тот Карстен Роде на море тех разбойников громил. 22 корабля поймал, да и приехал к Борнгольму и тут его съехали свейского короля люди. И те корабли, которые он поймал, да и наши корабли у него поймали, а цена тем кораблям и товару пятьсот тысяч ефимков. И тот Карстен Роде, надеясь на наше с Фредериком соглашение, от свейских людей убежал в Копногов (Копенгаген). И Фредерик король велел его, поймав, посадить в тюрьму. И мы тому весьма поудивились".

Степан Разин

Степан Разин не в меньшей степени был достоин звания крупнейшего русского пирата семнадцатого века. Свою карьеру Разин начал на Дону и Волге, где во главе большого казаческого флота грабил купеческие и царские суда. Но самой его знаменитой операцией, не уступавшей по размаху походам Дрейка и Моргана, был персидский поход. В то время Разин командовал армией в 1200 человек на 30 судах-стругах. Выйдя в Каспийское море, казаки сначала опустошили берега нынешних Дагестана и Азербайджана, а потом, разорив несколько персидских городов, двинулись в Астрабад. Казаки атаковали Астрабад, перерезали всех мужчин, разграбили город и увели с собой более 800 женщин, которые, после трехнедельной оргии, все были уничтожены. После этого казаки отправились на стругах в Астрахань, где разбили царское войско и разграбили несколько монастырей, сбросив с колокольни архимандрита и воеводу. Только когда Разин предпринял свой знаменитый поход на Москву, он был разгромлен царскими войсками и казнен в Москве.

Карл XII

Начало восемнадцатого века было временем рассвета пиратства в Индийском океане. Около 1712 года многочисленным и активным мадагаскарским пиратам, пришла в голову мысль легализовать свою вольницу, встав под покровительство какой-нибудь европейской державы. Держава должна была быть достаточно сильной и воинственной и, в то же время отдаленной, чтобы союз с ней пиратским интересам в Индийском океане не угрожал. В течение семи лет посланцы пиратов пытались завоевать благорасположение шведской короны. Дело шло с переменным успехом - в июне 1718 года Карл XII подписывает пиратам охранную грамоту и снаряжает на Мадагаскар экспедицию для организации фактории и геологических изысканий, которая тем не менее отменяется после его смерти. В 1721 году Ульрика Элеонора снаряжает вторую экспедицию под командой генерал-адъютанта Ульриха. Замаскированные под торговые суда, направились на юг и вскоре бросили якоря в испанском порту Кадис, где, в ожидании пиратского посланца, стояли насколько месяцев. Ульрих не смог унять то и дело вспыхивавших ссор между офицерами и потому, так и не дождавшись пиратов, поспешил назад, в Швецию, где его отдали под суд за срыв экспедиции.

Петр Первый

Примерно в это время о пиратском царстве стало известно Петру Первому, который давно стремился найти путь в Индию. О связях шведов с мадагаскарскими пиратами Петру рассказал принятый на русскую службу контр-адмирал Вильстер, профессиональный наемник и опытный моряк. Петр отправляет в Лондон шведа Наркоса с задачей вступить в контакт с представителями пиратов, а после известия о провале экспедиции Ульриха, Петр приказывает Вильстеру подготовить «экстракт» - свод всех сведений о пиратах и их отношениях со шведским двором, который тот и представляет 4 июня 1723 года. 3 ноября 1723 года начальник Ревельской экскадры Фан-Гофт получает приказ Петра срочно оснастить и вооружить для дальнего плавания два новых, только что построенных в Амстердаме фрегата: «Амстердам-Галей» и «Декронделивде», на которых назначены правительственные комиссары - капитан-лейтенант Мясной и капитан-поручик Кошелев. Правда, о цели плавания даже они должны узнать только в Атлантическом океане от Вильстера. Курировать подготовку к отплытию должен был генерал-адмирал Апраксин - единственный кроме Петра и Вильстера человек в России, посвященный в тайну.
Экспедиция собиралась в безумной спешке и в декабре корабли были готовы, впрочем, лишь формально. 22 декабря Вильстер писал Петру, что трудно поверить, «что морской человек оные отправлял». В трюмы насыпали столько песка, что некуда было грузить припасы. Понимал это и Апраксин. Но перечить Петру, который торопил с отправлением так, словно от этого зависела судьба государства, никто не посмел. Результат был предсказуем: при первом же шторме «Амстердам-Галей» дал такую течь, что помпы еле успевали откачивать воду. При попытке откилевать его, лег на бок и затонул. На нижних палубах погибло шестнадцать матросов. Однако Петр не отменяет экспедицию, а передает через Апраксина новый приказ: готовить к плаванию «Принца Евгения» или выбрать подходящий фрегат в Ревельском порту.Суда были выбраны, но оказалось, что они не подшиты шерстью (в те времена полагали, что это - лучшая защита от моллюсков в теплых морях). На ревельских складах шерсти не оказалось, пришлось искать ее по соседним городам. Январь 1724 года прошел в этих заботах. В феврале пришел новый приказ Петра: отменить экспедицию «до другого благоприятного времени». Вероятнее всего, Петр получил от своей разведки в Лондоне сведения о том, что пиратское царство на Мадагаскаре - блеф. Возможно, Петра переубедил и генерал Ульрих - командир неудавшейся шведской экспедиции, встречавшийся в то время с Петром. Вскоре Петр умер и вместе с ним закончился амбициозный проект русско-пиратского царства на Мадагаскаре.

Адмирал Синявин

В девятнадцатом веке во время войны с Наполеоном, адмирал Синявин от имени и с разрешения российских властей выдавал каперские свидетельства жителям Ионических островов для борьбы с французами. Однако после окончания Крымской войны Морская конвенция отменяет каперство. Тем не менее о каперах вспомнили еще один раз, в 1878 году, когда был создан Добровольный флот. Его суда в случае войны легко могли быть переоборудованы во вспомогательные крейсера, используемые против Англии.

По данным Международной морской организации, современное пиратство подразделяется на три вида :

Первый вид – это когда вооруженные шайки пиратов атакуют с ножами и пистолетами суда в открытом море или в гавани, используя фактор внезапности. Нападение длится примерно 30-60 минут. Добычей морских бандитов становятся наличные деньги экипажа и пассажиров судна, а также часть груза, если он представляет для них интерес. Как правило, они не покушаются на захват самого судна, а ограничиваются лишь судовой кассой и частью груза, который перегружают на свои катера и лодки.

Для второго вида характерно жестокое нападение хорошо организованных и вооруженных местных банд, обычно сопровождаемое убийствами, нередко истреблением всего экипажа судна, и захватом груза. Это банды, вооруженные крупнокалиберными пулеметами, автоматами и гранатометами, которые нередко истребляют весь экипаж, захватывают судно и груз.

Третий вид – хорошо скоординированные действия международных организованных бандгрупп по захвату кораблей с особо ценными грузами. При этом экипаж корабля уничтожается или высаживается, а груз перегружается на пиратское судно. Захваченный корабль после этого обычно продается по подложным бумагам или используется для собственных целей. Это международные организованные группы, которые захватывают корабли с особо ценными грузами. Они используют современную спутниковую навигацию и средства связи, обладают агентурной сетью, обширными связями в различных эшелонах власти.

По методам действий пираты делятся на два типа - "индонезийский" и "сомалийский". Первый тип, распространенный прежде всего в водах ЮВА, подразумевает охоту за ценным грузом. Люди в этом случае являются досадной помехой и часто уничтожаются. Второй тип нападений, практикующийся, как ясно из названия, в основном в африканских водах, предусматривает захват заложников с целью получения выкупа.

Характеристика нынешних пиратов

1. Комплекс Робин Гуда

Многие сомалийские пираты считают самих себя хорошими людьми. И в какой-то момент они были хорошими. После падения сомалийского правительства в 1991 году соседние страны начали незаконный лов рыбы в территориальных водах Сомали. Первыми пиратами были просто разгневанные рыбаки, которые захватывали иностранные суда и требовали "пошлину". Но поскольку незаконный лов продолжался, первые пираты объединились и провозгласили себя "береговой охраной". Они утверждали, что будут заботиться о территориальной целостности Сомали, пока в стране не появится правительство.

Впрочем, они были не одиноки. Другие пираты дебютировали, грабя суда ООН, доставлявшие продовольствие в сомалийские лагеря беженцев. Они утверждали, что, если они не заберут продовольствие, его захватят полевые командиры. В их заявлениях был смысл. Полевые командиры в 1990-е годы захватили значительную часть гуманитарной помощи, поступавшей в Сомали.

Но с годами пиратство превратилось в бизнес стоимостью миллионы долларов. Сегодня пираты не скрывают свои мотивы и прямо говорят, что их интересуют только деньги.

2. Никто не зарабатывает столько, сколько пираты

По некоторым оценкам, в 2008 году пираты заработали $150 млн., таким образом, пиратство стало крупнейшей индустрией в Сомали. По существу, удачливые пираты сейчас являются самыми завидными женихами. В то время как заработки мелких бандитов это пятизначные цифры, главари зарабатывают $2 млн. в год, и это в стране, гдк можно пообедать меньше чем за $1. Сейчас многие пираты устремляются на новые пастбища, и с ними из Сомали уходят реальные деньги. Они покупают недвижимость на побережье Кении, где новые виллы растут, как грибы. Если вилла продается за несколько миллионов долларов, пиратам не проблема накинуть полмиллиона, чтобы кенийцы не задавали лишних вопросов.

3. Быть пиратом легко!

Промышлять пиратством может практически любой. Все, что для этого нужно, пистолет, алюминиевая лестница (чтобы взбираться на корабли) и моторная лодка. Главное, не надо опасаться, что с выбранного объекта откроют ответный огонь. По международным соглашениям, гражданским судам запрещено иметь на борту оружие, так как правительства не хотят, чтобы вооруженные корабли перемещались из порта в порт. Лучшей защитой от пиратов является скорость, но поскольку конструкция гражданских судов не предусматривает быстрый ход, пиратам нетрудно их догонять. У самых технологичных грабителей есть пулеметы и GPS, однако многие пираты почти не отличаются от рыбаков. Захватив судно, они либо грабят его, либо требуют выкуп за товары и экипаж. Выкуп за груз торгового судна составляет в среднем около $1 млн.

5. Пираты редко убивают людей, и этим опасны

Трудно отличить пиратов от рыбаков, пока они не взбираются на судно и не достают автоматы. Поэтому сдерживающая роль военных кораблей сводится к тому, чтобы плавать поблизости для устрашения. После того, как пираты захватывают судно, военные редко пытаются отбить его, так как при этом могут пострадать заложники. При всей агрессивности пиратов в 2008 году количество убитых невелико. Капитан одного судна, взятый в заложники, умер от естественных причин. Несколько человек погибли в перестрелках, пытаясь освободить заложников. Пираты предпочитают, чтобы заложники были здоровы. За каждого из них можно получитб тысячи долларов выкупа. К тому же из-за репутации пиратов, не причиняющих вреда заложникам, правительства не хотят наносить ответные удары, чего требуют судовладель

Пират

Нападение флибустьеров на испанский корабль

Пира́ты - морские разбойники. Слово «пират» (лат. pirata ) происходит, в свою очередь, от греч. πειρατής , однокоренного со словом πειράω («пробовать, испытывать» ). Таким образом, смысл слова будет «пытающий счастья» . Этимология свидетельствует, насколько зыбкой была с самого начала граница между профессиями мореплавателя и пирата.

Слово вошло в обиход примерно в -III веках до н. э. , а до того применялось понятие «лэйстэс» , известное еще Гомеру и тесно связанное с такими понятиями, как грабёж, убийство, добыча.

Античное пиратство

Пиратство в своей примитивной форме - морских набегов появилось одновременно с мореплаванием и раньше морской торговли; такими набегами занимались все прибрежные племена, овладевшие основами мореплавания. С появлением цивилизации грань между пиратами и торговцами долгое время оставалась условной: мореплаватели торговали там, где не чувствовали себя достаточно сильными, чтобы грабить и захватывать в плен. Особенно дурную славу снискали и самые искусные торговцы древнего мира - финикийцы . В поэме «Одиссея » упоминаются финикийские пираты, похищавшие людей с острова Сира и продававшие их в рабство. Античные пираты, в отличие от пиратов Нового времени, нападали не столько на суда, сколько на прибрежные поселки и отдельных путников, с целью захвата их и продажи в рабство (позднее также стали требовать выкуп за знатных пленников). Пиратство отражено в античной поэзии и мифологии (миф о захвате тирренскими (этрусскими) пиратами Диониса , изложенный в гомеровском гимне и поэме Овидия «Метаморфозы», а также некоторые эпизоды в поэмах Гомера). По мере развития торговых и правовых связей между странами и народами, пиратство стало осознаваться как одно из наиболее тяжких преступлений, и стали предприниматься попытки совместной борьбы с этим явлением. Расцвет античного пиратства приходится на эпоху анархии, вызванной Гражданскими войнами в Риме, причем базой пиратов была горная область Киликия с ее крепостями; базами пиратов служили также острова, особенно Крит . Римское пиратство особенно расцвело после того, как Митридат VI Евпатор заключил союз с киликийскими пиратами, направленный против Рима. В эту эпоху среди жертв пиратов оказался, в частности, молодой Юлий Цезарь . Дерзость пиратов возросла до того, что они нападали даже на порт Рима - Остию - и однажды захватили двух преторов вместе со свитой и знаками отличия. В 67 г до н. э. Гней Помпей получил чрезвычайные полномочия для борьбы с пиратами и флот в составе 500 кораблей; разделив Средиземное море на 30 районов и направив в каждый район эскадру, Помпей загнал пиратов в горные крепости Киликии, которые затем взял; в течение трех месяцев пиратство в Средиземном море было полностью ликвидировано. Оно возобновилось со следующим витком гражданских войн, причем на этот раз пиратов возглавил сын Помпея - Секст Помпей , который после убийства Цезаря укрепился на Сицилии и пытался блокировать Италию. С концом гражданских войн море стало безопасным.

Пиратов в Риме казнили, как и разбойников, распятием на кресте.

Весёлый Роджер

Идея ходить под собственным пиратским флагом, достаточно опасная и нерациональная, появилась, видимо, в целях морального воздействия на экипаж атакуемого корабля. С этой целью устрашения первоначально использовался кроваво-красный флаг, на котором часто изображали символы смерти: скелет или просто череп . Именно от этого флага, по наиболее распространенной версии, происходит выражение «Весёлый Роджер », (англ. Jolly Roger ) от фр. Joli Rouge , «Красивый Красный». Англичане, переняв его у французских флибустьеров Вест-Индии, переделали по-своему; затем, когда происхождение забылось, возникло объяснение из «весёлой ухмылки» изображенного на флаге черепа. Еще одно толкование исходит из факта, что дьявол иногда упоминается как «Старый Роджер», и флаг символизировал гнев дьявола. Некоторые авторы скоропалительно развенчивают саму возможность «пиратского флага» тем очевидным возражением, что, плавая под флагом с костями и черепом, пираты попросту «подставлялись» бы под пушки любых военных кораблей, а корабли, которые предназначались «в жертву», обращались бы в бегство, не дав пиратам подойти. Но разумеется, пираты не «плавали» под Веселым Рождером (или его вариацией), используя для маскировки любые другие флаги, а полотнище с черепом и костями (или другим похожим рисунком) поднималось перед самым боем с целью деморализовать противника и из простого «куража», вообще свойственного антисоциальным элементам. Изначально, флаг был международным, он показывал, что на борту корабля эпидемия.

Способ ведения боя

Самым распространенным способом ведения морского боя пиратов был абордаж (фр. abordage). Корабли противников сближались на максимально близкое расстояние, как правило борт в борт, после чего оба корабля крепко сцеплялись при помощи кошек и снастей. Затем на корабль противника высаживалась абордажная команда, поддерживаемая огнем с марсов .

Виды пиратов

Пират - морской разбойник вообще, любой национальности, во всякое время грабивший любые корабли по собственному желанию.

Тжекеры

Тжекеры - ближневосточные пираты в XV-XI веках до нашей эры. Встречается несколько различных латинских написаний тжекеров: Tjeker, Thekel, Djakaray, Zakkar, Zalkkar, Zakkaray .

Долопийцы

Примерно в 478 до н. э. разграбленные и проданные долопийцами в рабство греческие купцы бежали и попросили помощи у Симона, командующего афинским флотом. В 476 году солдаты Симона высадились на Скирос и захватили остров, продав самих скирийцев в рабство.

Ушкуйники

Ушкуйники - новгородские речные пираты, промышлявшие по всей Волге вплоть до Астрахани , главным образом в XIV веке. Разграбление ими Костромы привело к тому, что город был перенесён на нынешнее место.

Берберские пираты

Пираты Северной Африки курсировавшие на щебеках и других быстроходных судах в водах Средиземного моря , но нередко появлялись и в других морях. Помимо нападения на торговые корабли совершали рейды и на прибрежные земли с целью захвата рабов. Базировались в портах Алжира и Марокко , порой являясь их фактическими правителями. Представляли значительную проблему для ведения средиземноморской торговли. Особенно отличились в борьбе с ними мальтийцы , длительное время выполнявшие антипиратскую функцию.

Буканьеры

Буканьер (от фр.- boucanier) - это не профессиональный моряк, а охотник на одичавших коров и свиней на Больших Антильских островах (прежде всего на Гаити). Если буканьеров часто путают с пиратами, то это лишь потому, что англичане во второй половине XVII века нередко называли флибустьеров buccaneers («буканирами»). Буканьеры получили свое название от слова «букан» - решетки из сырого зеленого дерева, на которой они коптили мясо, долго не портившееся в условиях тропиков (мясо, приготовленное таким манером, также часто называли «букан»). А в шкурах животных они выпаривали на солнце морскую воду и таким способом добывали соль.

Голландские, французские и английские суда часто заходили в заливы острова Эспаньола (Гаити), на берегах которых жили буканьеры, чтобы выменять их букан и шкуры на ружья, порох и ром. Поскольку Сен-Доменг (французское название острова Гаити), где проживали буканьеры, был испанским островом, то хозяева не собирались мириться с несанкционированными поселенцами, и часто нападали на них. Однако, в отличие от местных индейцев араваков, которых испанцы полностью истребили за сто лет до этого, буканьеры были куда более грозными бойцами. Ими была выведена особая порода больших охотничьих собак, которая могла загрызть несколько испанских, а их ружья имели такой большой калибр, что могли одним выстрелом остановить бегущего быка. К тому же буканьеры были людьми вольными и смелыми, всегда отвечавшими нападением за нападение, и не только на суше. Вооруженные ружьем (4 фута), тесаком, двумя или более пистолетами и ножом, на утлых лодках и каноэ они бесстрашно нападали на испанские корабли и поселения.

Свои особенные модели ружей большого калибра буканьеры заказывали себе во Франции. Управлялись они с ними весьма ловко, быстро перезаряжая и производя по три выстрела, в то время как солдат колониальной армии делал только один. Порох у буканьеров также был особенный. Его делали на заказ только во французском Шербуре, где для этого были построены специальные фабрики. Этот порох так и назывался «poudre de boucanier». Буканьеры хранили его во флягах, сделанных из тыкв, или в трубках из бамбука, залепленных с обоих концов воском. Если в такую тыкву вставить фитиль, то получалась примитивная граната.

Буканиры

Буканир (от англ.- buccaneer) - это английское название флибустьера (во второй половине XVII века), а позже - синоним пирата, оперирующего в водах Америки. Данный термин широко использовал в своих записях английский "ученый пират" Уильям Дампир. Понятно, что термин буканир является искажением французского "буканьер" (boucanier); последний, однако, относился не к флибустьерам, а к бродячим охотникам, промышлявшим на Гаити, Тортуге, Ваше и других островах Антильского архипелага.

Флибустьеры

Флибустьер - морской разбойник XVII века, грабивший, главным образом, испанские корабли и колонии в Америке. Слово произошло от голландского «vrijbuiter» (по-английски - freebooter) - «вольный добытчик». Французские пираты, обосновавшиеся в первой половине XVII века на Антильских островах, трансформировали этот термин в «flibustier».

Флибустьер почти всегда был снабжен особой разрешительной грамотой. Она называлась «комиссией» (commission), или каперским свидетельством (letters of marque). Отсутствие комиссии делало флибустьера обыкновенным пиратом, поэтому флибустьеры всегда стремились ее раздобыть. Она жаловалась, как правило, во время войны, и в ней указывалось, на какие корабли и колонии имеет право нападать ее обладатель и в каком порту сбывать свои трофеи. Губернаторы английских и французских островов Вест-Индии, чьи колонии не получали достаточной военной помощи от метрополий, за деньги выдавали такие бумаги любому капитану.

Флибустьеры, представлявшие собой многонациональные сообщества изгоев, выходцев из различных социальных групп, придерживались своих собственных законов и обычаев. Перед походом они заключали между собой особое соглашение - по-английски agreement, по-французски - chasse-partie (шасс-парти, или охотничий договор), в котором предусматривались условия дележа будущей добычи и правила компенсации за полученные раны и увечья (своего рода страховой полис). На Тортуге или в Пти-Гоаве (на Гаити) они отдавали французскому губернатору 10% с добычи, на Ямайке (в 1658-1671 годах) - 1/10 часть в пользу верховного лорда-адмирала Англии и 1/15 часть - в пользу короля. Часто капитаны флибустьеров имели несколько комиссий от разных наций. Хотя основным объектом их набегов были испанские корабли и поселения в Новом Свете, нередко во время войн между Англией, Францией и Голландией они привлекались колониальной администрацией для походов против вражеских держав; в таком случае английские флибустьеры иногда нападали на французов и голландцев, а, к примеру, французские флибустьеры - на англичан и голландцев.

Корсар

Корсар - слово появилось в начале XIV века от итальянского «корса» и французского «ла корса». Этим термином в странах романской языковой группы обозначался капер . В военное время корсар получал от властей своей (или иной) страны каперское свидетельство (корсарский патент) на право грабежа неприятельской собственности, а в мирное время мог использовать так называемую репрессальную грамоту (дававшую ему право на возмездие за нанесенный ему ущерб со стороны подданных другой державы). Корсарское судно снаряжалось арматором (частным судовладельцем), который, как правило, и покупал у властей корсарский патент или репрессальную грамоту. Капитаны и члены команд такого корабля именовались корсарами. В Европе слово «корсар» использовалось французами, итальянцами, испанцами и португальцами как в отношении своих "морских партизан", так и в отношении иностранных джентльменов удачи (например, берберийцев). В странах германской языковой группы синонимом корсара является капер , а в англоязычных странах - приватир (от латинского слова private - частный).

Каперы

Капер - частное лицо, получившее от государства лицензию (грамоту, патент, свидетельство, поручение) на захват и уничтожение судов неприятельских и нейтральных стран в обмен на обещание делиться с нанимателем. Такая лицензия по-английски называлась Letters of Marque - каперское свидетельство. Слово «капер» возникло от голландского глагола kepen или немецкого kapern - захватывать. В странах романской языковой группы ему соответствует корсар , а в англоязычных странах - приватир.

Приватиры

Приватир (от англ.- privateer) - это английское название капера или корсара . Слово «приватир» не столь древнее, его первое задокументированное употребление относится к 1664 году.

Печелинги (флекселинги)

Печелинг или флекселинг - так в Европе и Новом Свете называли голландских каперов. Название пошло от основного порта их базирования - Флиссинген. Термин этот появился где-то с середины 1570-х годов, когда опытные и выносливые голландские моряки, которые называли себя «морскими плутами», начали завоевывать большую славу по всему миру, а крошечная Голландия стала одной из лидирующих морских стран.

Пираты современности

В международном праве пиратство - это преступление международного характера, состоящее в незаконном захвате, ограблении или потоплении торговых или гражданских судов, совершённое в открытом море. К пиратству приравнивается нападение во время войны кораблей, подводных лодок и военных самолётов на торговые суда нейтральных стран. Пиратские суда, летательные аппараты и их экипажи не должны пользоваться защитой какого-либо государства. Независимо от флага пиратские суда могут быть захвачены кораблями или летательными аппаратами, состоящими на службе какой-либо страны и уполномоченными для этой цели.

Пиратство существует и по нынешний день, главным образом в Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в некоторых водах Северо-Восточной и Западной Африки и в районе Бразилии. Самые известные современные пираты действуют около полуострова Сомали . В настоящее время самый популярный вид пиратства - захват танкера, или корабля с ценным грузом, например, оружием, c дальнейшей целью получения выкупа.

См. также

Литература

  • В. К. Губарев. Пираты Карибского моря: Жизнь знаменитых капитанов. - М.: Эксмо, Яуза, 2009.
  • В. К. Губарев. Буканьеры // Новая и новейшая история. - 1985. - № 1. - c. 205-209.
  • В. К. Губарев. Флибустьерский кодекс: образ жизни и обычаи пиратов Карибского моря (60-90-е годы XVII в.) // Наука. Релігія. Суспільство. - Донецк, 2005. - № 3. - С. 39-49.
  • В. К. Губарев. Братство «Весёлого Роджера» // Вокруг света. - 2008. - № 10. - С. 100-116.

Ссылки

  • Клан Корсары Проект, посвященный пиратской тематике и духу.
  • Весёлый роджер - история морского разбоя
  • Пиратское братство - самое справедливое общество в мире.
  • Клан Gamestorm - Крупнейший в Рунете проект, посвященный пиратской тематике.

Михаил Ихонский | Июн 23, 2018

Казалось бы, нет такого человека, который бы не знал о пиратах, не мог бы описать их внешний вид и рассказать об образе жизни.

Ведь столько книг написано, столько фильмов снято о разудалых молодцах, смело берущих на абордаж корабли различных морских держав. А затем, поделив добычу, надежно прятавших свою долю на необитаемых островах. Но… насколько верны общепринятые представления о пиратах и какими были эти морские разбойники на самом деле?

Предлагаем 10 наиболее интересных, но малоизвестных фактов о тех, кого в разные времена и в разных странах называли джентльменами удачи, корсарами, флибустьерами и т.д.

Из глубины веков

Пиратские корни уходят глубоко в античные времена. Тогда они промышляли тем, что грабили деревушки, расположенные на побережьях; вылавливали одиноких путников, похищали их и продавали в рабство.

Называли тогда подобных разбойников «лэйстерс», а термин «пират» появился позднее в IV-III веках до Рождества Христова.

«Золотым веком» пиратства считается период с XVI по XVIII века, когда морская торговля процветала, а обеспечить защиту торговых судов на должном уровне еще было невозможно.

Примечательно, что на протяжении долгих веков грань между мореплавателем-торговцем и пиратом была очень тонкой, так как там, где не получалось заработать на торговле, мореплаватели прибегали к грабежам и насилию.

Запрет на пьянство

Вопреки сложившемуся стереотипу, пираты вовсе не были законченными пьяницами. И если на берегу они еще могли себе позволить «расслабиться», то на большинстве кораблей действовал строгий сухой закон.

Да и как иначе?! Разве могли бы пьяные люди вести корабль, правильно ориентироваться на огромных открытых водных пространствах.

Что касается славы завзятых пьяниц, то ею пираты обязаны Р. Л. Стивенсону и его «Острову сокровищ».

Повязка на глаз

Зачастую пираты изображаются с повязкой на одном глазу. Согласно легенде этой повязкой они прикрывали пустую глазницу или просто поврежденный в бою глаз.

Однако, как выясняется, все намного прагматичнее. По одной из версий повязку на глаз пираты использовали при стрельбе из пушек – чтобы при вспышке и возможной травме сохранить хотя бы один здоровый глаз.

По другой версии повязка нужна была, для того, чтобы при спуске в полутемный трюм пират мог быстрее адаптироваться к условиям плохого освещения.

Пиратский флаг

Среди самых популярных атрибутов морских разбойников – черный флаг с черепом и костями, называемый Веселым Роджером.

Однако на самом деле подобный флаг изначально не имел к пиратам никакого отношения – его использовали для того, чтобы предупредить встречные суда об эпидемии на корабле.

Что касается пиратского флага, то изначально джентльмены удачи могли поднять на своем корабле любой флаг – в зависимости от ситуации, от того, корабли какой страны они собирались атаковать.

Позднее, в конце XVII века в Англии был издан закон, согласно которому все приватирские (пиратские) корабли обязаны были иметь красный флаг. Новый флаг почти сразу же окрестили «Красным Джеком».

Вслед за «официальными» пиратами цветные флаги на своих судах стали вывешивать и так называемые свободные разбойники – те, что не подчинялись ни одному государству. При этом флаги и вымпелы могли быть не только красными, но и желтыми, и зелеными, и синими, и черными.

У каждого цвета было свое значение, черный, например, передавал приказ сдать оружие.

Что касается названия флага, то Веселый Роджер появился в результате особенностей перевода «Красного Джека» с одного европейского языка на другой.

Узаконенное пиратство

Как ни странно это прозвучит, но был период, когда пиратство существовало вполне легально. Многие морские державы не просто узаконили статус морских разбойников, но и получали долю с их преступных доходов.

Такими легальными пиратами были, например, каперы, которые имели законное право захватывать и уничтожать суда государств-противников, а также нейтральных стран.

Впоследствии таких законных пиратов называли корсарами и приватирами. Последний термин чаще всего использовался по отношению к разбойникам – подданным английской королевы.

Дележ добычи

У пиратов существовала собственная система распределения награбленного добра. Она строго соблюдалась всеми участниками команды.

Согласно разработанным правилам, изначально из общей добычи выделялся определенный фонд, из которого деньги впоследствии шли на приобретение провизии, лекарств, ремонтные работы и т.д.

Десятая часть от оставшегося добра причиталась капитану корабля. Остальное делилось между всеми членами команды. Самая маленькая доля доставалась корабельному плотнику, так как он не участвовал в сражениях и грабежах.

Примечательно, что пираты, раненные в бою получали обязательную компенсацию (эти суммы выплачивались с общего фонда).

Распределял добычу квартирмейстер, выбираемый из числа команды.

Пират — первооткрыватель

Среди пиратов было немало известных деятелей. Одни прославились своей жестокостью, другие – удачливостью. Но, пожалуй, самым известным корсаром в истории стал Френсис Дрейк – первый англичанин, проплывший вокруг света и сделавший немало интересных открытий.

Свою карьеру Дрейк начинал в роли работорговца. А после того, как испанцы напали на его судно и едва не погубили его самого, английского приватира охватила ненависть и жажда мести.

Талантливый командир и мореплаватель, он в течение долгого времени в одиночку нападал на испанские корабли. Ограбив судно, Дрейк пускал его ко дну. За свою свирепость и жестокость в этот период он получил свое прозвище Дракон.

Оценив заслуги своего подданного, английская королева произвела пирата в рыцари и доверила ответственное дело, отправив к американским берегам с особой миссией.

Строжайшая дисциплина

Еще один стереотип, связанный с пиратами – это их неорганизованность и недисциплинированность.

На самом деле, на любом пиратском корабле с дисциплиной было все в порядке – она была даже строже, чем в армии. Ведь без полного послушания и подчинения многомесячное плавание могло закончиться весь плачевно.

За нарушение порядка на судне провинившегося строго наказывали – его могли избить, привязать к мачте или… оставить на необитаемом острове.

Серьги в ушах и говорящие попугаи

Еще одна «визитная карточка» настоящего пирата – серьга в ухе.

На самом деле серьга была, но далеко не у всех – ее позволялось надевать тому, кто пересекал экватор или преодолевал путь через мыс Горн. В пиратской среде бытовало мнение, что это украшение может защитить своего обладателя от морской болезни и утопления.

Помимо свидетельства статуса, и оберега, пиратская серьга служила и более практичным целям. Так, в случае гибели пирата, серьга могла пойти на оплату за то, что его тело доставят домой и достойно похоронят.

Кроме того, на серьгах некоторые пираты носили затычки для ушей, которые использовались при стрельбе из пушек для защиты слуха.

Что касается попугаев, то вряд ли у пиратов было время и желание кормить дополнительный рот, да еще и заниматься с птицей – учить ее разговаривать.

Пиратские клады

Вероятно, каждый хотя бы раз в жизни мечтал найти пиратский клад. Но даже если бы такая возможность и появилась, скорее всего, она бы ни к чему не привела. Вопреки убеждению большинства, пиратская добыча не была очень значительной. И вырученные деньги морские разбойники с чистой совестью прогуливали, едва сойдя на берег после плавания.

И даже когда с награбленного что-то и оставалось, пиратам не было смысла закапывать сокровища – их жизнь была слишком коротка, чтобы тратить ее на такие глупости.

Закройте глаза и представьте пирата. Носит ли он повязку на глазу, зарывает ли золото и злоупотррребляет буквой «Р»? Если да, то спешим вам сообщить, что образ пиратов, каким рисует его для нас Голливуд, не просто ошибочен — в реальности они иногда даже ещё более живописны.

6. Пираты разговаривают… ну, как пираты

Миф:

Рррычание пиратов вошло в жизнь благодаря десятилетиям мультфильмов и художественных фильмов, где каждому пирату полагалось рычать, имитируя кровожадного бармалея. За исключением случаев, когда вас угораздило быть Джонни Деппом. В этом случае вам полагается говорить с интонациями Деппа.

Конечно, мы понимаем, что «пиратский акцент», который мы слышим во всех этих пиратских фильмах, несколько преувеличен, но ведь он же на чём-то основан, верно?

Правда:

Такие фразы, как «черт меня подери» и традиционные песни, вроде пиратской «Пятнадцать человек на Сундук мертвеца» были придуманы Робертом Луисом Стивенсоном для его романа «Остров сокровищ», опубликованного в 1883 году — через 150 лет после окончания Золотого века пиратства. Кстати, более 90 процентов всех мифов о пиратах происходят из той же самой книги: одноногие пираты, пронзительно кричащие попугаи, пьяные потасовки… все они берут своё начало из книги Остров сокровищ.

Да, пираты конечно иногда теряли в бою конечности, но Стивенсон был первым, кто соединил все элементы вместе, создав популярный образ пирата.

А как насчёт рычащего голоса? В действительности он происходит от акцента из юго-западной части Англии. В 1950 году Дисней адаптировал Остров сокровищ, где Роберт Ньютон сыграл пирата, несколько переусердствовав с раскатистым «р». Двумя годами позже Ньютон использовал тот же акцент в Чёрной бороде, что положило начало теперь распространённому стереотипу.

Так как же в действительности звучал «говор пирата»? В реальности не было никакого «пиратского говора». Пиратские команды состояли из настолько разношёрстной публики и отребья из разных стран, которые говорили на самых разных языках, не говоря уже о множестве говоров и акцентов, что совершенно невозможно было создать какой-то особенный, «пиратский говор».

5. Вместо отсутствующего глаза, пираты носили повязку

Миф:

Глазная повязка является самой узнаваемой особенностью пирата. В каждом фильме о пиратах хоть один член команды обязательно будет носить такую повязку. Как тот придурошный пират с деревянным глазом в Пиратах Карибского моря.

Со всеми эти повязками, ногами-колышками и руками с крючьями, фильмы о пиратах пытаются убедить нас в том, что, будучи пиратом, вам обязательно улыбнётся удача потерять глаз или как минимум одну из конечностей. Иногда сценаристы так переусердствуют в создании образа пирата, что тот становится похож на ходячую табуретку.

С пиратами лучше не спорить

Но почему у пиратов шанс потерять, например, глаз, больше, чем, скажем, у викинга?

Правда:

Похоже, единственной причиной того, почему пираты носили повязку на втором глазу, было то, что они таким образом держали один из глаз постоянно приспособленным к темноте, когда швартовались к другому кораблю. Если эта теория верна, то носили повязки они только перед, и во время налёта.

Сами посудите: пирату необходимо было сражаться и грабить лут как на палубе, так и под ней, а поскольку искусственное освещение тогда было явлением редким, в трюме было довольно темно. И чтобы привыкнуть к полумраку трюма, человеческому глазу может понадобиться несколько минут, что в горячке боя, согласитесь, не совсем удобно.

Конечно, мы не знаем, является ли это главной причиной такого обилия повязок среди пиратской братии, но это предположение имеет гораздо больше смысла, чем просто «и вот как-то в одной из заварушек он потерял глаз», или «они любили распивать чаи, и иногда забывали вытаскивать ложку из стакана». Гораздо правдоподобнее для пирата было бы пожертвовать своим периферийным зрением, чем лишиться зрения вообще. Можете сами попробовать, наложите повязку на глаз на следующие полчаса, а потом, представляя себя лезущим в трюм пиратом, сходите в сортир.

В действительности, этот метод настолько удобен, что до сих пор используется американскими военными. Инструкции при действиях в ночное время рекомендуют при ярком свете держать один глаз закрытым, чтобы в потёмках сохранять способность видеть.

4. На всех пиратских кораблях есть флаг с черепом и костями

Миф:

Классический Весёлый Роджер стал настолько ассоциироваться с пиратством, что даже не обязательно писать само слово «пират», и так всё понятно. Этот пиратский атрибут обязательно используется буквально в каждом фильме про пиратов.

Иногда кости заменены двумя скрещенными саблями, как, например, у Барбоссы в Пиратах Карибского моря, но по большей части, это всегда череп и скрещённые кости (сабли).

Изображение: Флагопромышленность во времена Барбоссы была на удивление высокотехнологичной

Но это же имеет смысл, верно? Цель пиратов была в том, чтобы запугать моряков до усрачки, и пока те вытряхивают подливу из обфурыканных подштанников, беспрепятственно попятить их драгоценный лут.

Правда:

На самом деле, если вы видите, как к вам приближается пиратский корабль, и видите развевающийся чёрный флаг, считайте, что вам повезло — пираты склонны вас пощадить. Настоящий «боевой флаг» носил явно более минималистичный дизайн «просто красного». Историки считают, что термин Весёлый Роджер (англ. «Jolly Roger») происходит от «jolie rouge», что в переводе с французского означает «красный» или «красноватый».

Кроме того, дизайн чёрного флага от корабля к кораблю сильно разнился: всего несколько капитанов использовали череп и скрещённые кости, в частности, Эдвард Ингленд и Кристофер Кондент. А, например, пират Чёрная борода использовал странный флаг со скелетом, держащим песочные часы, и прокалывающий истекающее кровью сердце.

Вообще, песочные часы были весьма распространённым элементом на пиратских флагах, поскольку они символизируют неизбежность смерти. Капитаны Уолтер Кеннеди и Жан Дюлайен так же использовали часы, правда, в их случае часы держал голый человек, держащий в другой руке меч:

А некоторые, вроде Томаса Тью, ленились изображать на флагах таинственные знаки, удовлетворившись плохо намалёванной рукой, держащей кортик:

Однако большинство пиратов не занимались подобными художествами вообще, ограничиваясь или полностью чёрными, или полностью красными флагами.

Кстати, в музее Флориды есть один из всего двух сохранившихся до нашего времени подлинных пиратских флагов. В этом случае он выглядит, как ему и положено в соответствии с нашими представлениями:

3. В пираты идут разочаровавшиеся в честном образе жизни моряки

Миф:

Если судить по популярным источникам, рассказывающим о жизни пиратов, то вся их жизнь представляла из себя грабежи, битвы и накапливание трофеев, так что решение о том, чтобы вступить в их партию целиком основывалось на вашей склонности к такому образу жизни.

Правда:

На самом деле, подавляющая часть пиратов состояла из честных моряков, которые забросили свою работу, потому что условия были ужасающими. Лишь небольшая часть их стала пиратами потому, что им нравилось быть вне закона. Работа моряка во времена пиратов была одной из самых отвратительных, какие только можно себе представить, а если они жили под британскими законами, большинству из них не обязательно было даже подписываться на неё — королевский флот их банально похищал.

Серьёзно, в какой-то момент половина британского флота состояла из людей, принудительно завербованных нанятыми для этого головорезами, которые рыскали по портам, выискивая тех, у кого был полный набор конечностей. Насильно завербованным платили меньше, чем добровольцам (если вообще платили), и они были прикованы к судну на то время, когда оно заходило в порт.

То есть это помимо штормов, большой плотности населения на квадратный метр палубы и тропических болезней, которые делали и без того несладкую жизнь моряков ещё менее привлекательной. В результате, 75 процентов завербованных погибали в течение следующих двух лет. Так что когда пираты захватывали их судно, и в качестве альтернативы смерти и постоянного унижения предлагали им пиратскую жизнь, большинство из них, говорили, «к чёрту, согласен!». В пиратских фильмах всегда существует чёткая разница между чистыми и законопослушными моряками, и отвратительными, грязными и ущербными пиратами. В жизни же, они по существу являлись одним и тем же.

Институт салабонства у пиратов развит не был, так что если вы достаточно сообразительны, то очень скоро могли сделать карьеру успешного пирата, как, например, в случае Чёрного Барта, моряка, которого захватили пираты, а всего через 6 недель он стал их капитаном.

2. Пираты предпочитали закапывать свои сокровища

Миф:

Это кажется, основное занятие, которым занимаются пираты, верно? Награбить сокровищ, схоронить в сундук, зарыть его где-нибудь, а затем нарисовать карту, чтобы не забыть, где они их закопали. Если верить играм жанра RPG, то весь мир завален сундуками с сокровищами, о которых владельцы забыли.

Пираты Карибского моря продемонстрировали нам, что пиратская жизнь не ограничивалась лишь закапыванием и дальнейшим поиском сокровищ, но, тем не менее, они всё равно были довольно важной частью сюжета. Ну не могли же они совсем игнорировать краеугольный камень пиратского существования, потому что пираты в реальной жизни действительно этим занимались.

Правда:

Да, пираты закапывали свои сокровища… целых три раза. Но никто из них не озаботился рисованием карты, что означает, что таких карт не существует в природе.

Мало того, что карт сокровищ не существует — они просто не были необходимы, поскольку награбленное добро находили почти сразу же. Первый пират, который, как мы точно знаем, закопал свои сокровища, был сэр Френсис Дрейк, который в 1573 году ограбил испанский вьючный караван, перевозивший золото и серебро, и закопал часть награбленного вдоль дороги, поскольку за одну ходку его было слишком тяжело перевозить. По всей видимости, сокровища были не очень тщательно спрятаны, поскольку к моменту прибытия за остатками, Дрейк с командой обнаружили, что испанцы нашли и выкопали бо́льшую часть драгоценной заначки.

Внутри была записка, «Фига тебе, Дрейк»

Другой известный пират по имени Рош Базильяно под пытками Испанской инквизиции признался в том, что закопал более ста тысяч песо недалеко от Кубы. Поблагодарив за наводку, мучители его убили. Капитан Уильям Кидд, как говорят, закопал часть сокровищ возле Лонг-Айленда (остров в штате Нью-Йорк; прим. mixednews) в 1699 году, но опять таки, почти сразу после припрятывания клад был найден властями, и использовался против него в качестве доказательства. Вот и всё. Если и были ещё захороненные сокровища, то нет и не было никого, кто мог бы это доказать.

Однако продолжают существовать слухи о том, что сокровища капитана Кидда так и не были найдены, а этого достаточно, чтобы захватить воображение писателей и художников во всем мире.

Легенда Кидда вдохновила Вашингтона Ирвинга на его «Путешественника» в 1824 году, и Эдгара Аллана По с его «Золотым Жуком», написанным в 1843-м, где среди прочего обсасывалась идея с пиратской картой сокровищ. Работа Ирвинга оказала влияние на «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона, и так это заблуждение стало гулять по миру.

Мой мем будет жить в веках

1. Пираты грабили в основном золото

Миф:

Практически в каждом пиратском фильме обязательно присутствуют горы пиратского золота (вспомните золотые россыпи первых «Карибских пиратов).

Часто весь сюжет крутится вокруг получения или сохранения золота, как, например, в «Пиратах», Полански, или в «Острове Головорезов».

Но пираты действительно совершали налёты на корабли, и грабили золото: это исторический факт. Зачем бы ещё им грабить корабли? Что для пирата может быть ещё более важным, чем богатство?

Правда:

Как насчет мыла? Или еды? Свеч, швейных инструментов и других до безобразия пошлых предметов обихода? Когда пираты захватывали корабль, награбленным зачастую оказывалась банальная солёная рыба, или товары для колоний. Но им этого было вполне достаточно.

Богатство не спасёт от голода

Пираты являются большими поклонниками золота и серебра, но ещё больше им нравится не помереть с голоду посреди океана, или потонуть, потому что у них не было необходимого оборудования для ремонтных работ на своих кораблях. Будучи вне закона, они не могли просто зайти в первый попавшийся порт, и загрузиться всем необходимым. Так же они совершали налёты с целью пограбить что-то скучное вроде пороха и навигационных инструментов. А для тех, кто обретался в водах тропического климата, настоящим сокровищем был сундук с медикаментами.

А если они натыкались на кучу денег (что иногда всё же происходило), то предпочитали немедленно разбазаривать их в пиратских бухтах вроде Порт-Ройял, нежели с умом их во что-то инвестировать.

Отнесу в инвестиционный фонд Дейви Джонса