Профстандарты минтруда по состоянию на год. Что будет в новом профессиональном стандарте педагога

С 1 января вводится профстандарт педагога 2017, утверждённый Правительством РФ. Это ключевой документ, в котором содержится перечень личностных и профессиональных компетенций специалиста.

Принятый документ станет основой проведения аттестации педагогов и присвоения квалификационных категорий. Его нормами будут руководствоваться, принимая на работу и формируя оплату труда. Конкретизируя знания и умения, которыми должен владеть педагогический работник, профстандарт в подробностях отображает его трудовые действия и разделяет их по модулям.

Профстандарт педагога: структура

Для создания всех профессиональных стандартов существует единая база - макет, включающий следующие пункты:

  1. Общая характеристика профессии. Название, деятельность работников, классификация по ОКВЭД и ОКЗ.
  2. Функциональная карта. Функции деятельности.
  3. Характеристика трудовых функций. Подробное описание знаний, умений и видов действий, которые осуществляют специалисты.
  4. Информация об организациях-разработчиках.

Структуру профстандарта педагога определяют две обобщенные составляющие:

  • базовая («три кита» педагогической деятельности - обучение, воспитание, развитие);
  • дополнительная (разработка проектов и реализация образовательных программ с учетом особенностей работы педагога).

Кроме того, профстандарт имеет два добавочных блока - «Математика» и «Русский язык». Отсюда следует, что, к примеру, квалификация учителя русского языка определяется пятью трудовыми функциями:

  1. Обучение.
  2. Воспитание.
  3. Развитие.
  4. Реализация образовательных программ.
  5. Блок «Русский язык».

Согласно Постановлению правительства № 584, переход на новые стандарты продолжится до 1 января 2020 года. Новый профстандарт не является жестко закрепленным, «монолитным» документом - он допускает возможность дополнения требований в зависимости от региональных особенностей и внутренних стандартов учреждений образования.

Пока же образовательные организации должны разработать поэтапный план перехода на профстандарт. Чтобы избежать ошибок при подготовке необходимой документации, примите участие в цикле вебинаров «Организация и документальное сопровождение применения профстандартов в колледже» .

В помощь руководителю! Скачайте Методические материалы по учету требований профессионального стандарта при приеме на работу (определение соответствия занимаемой должности, заключение трудового договора) в условиях применения профессионального стандарта педагога

Профстандарт для педагогов в 2017 году: новые задачи

Новый документ вводит пять дифференцированных уровней квалификации педагога. Они определяют требования к знаниям, умениям, навыкам и опыту, которые необходимы для выполнения трудовой функции. Стандарт подразумевает и перечень профессиональных компетенций. Например, для полноценной работы учителю нужно иметь восемнадцать основных навыков и умений. Особое внимание уделяется инклюзивному образованию, поддержке социально уязвимых и талантливых учеников.

Можно сказать, что современному педагогу отводится роль социального терапевта, который способен вовремя распознать педагогические и даже психологические проблемы ребенка. В сотрудничестве с узкими специалистами педагог должен выявлять и решать широкий круг проблем, возникших у обучающегося.

«Подводные камни» введения профстандарта «Педагог»

Сегодня в России более миллиона учителей. Одни из них готовы следовать новым правилам, а другие - нет. Главная проблема - отсутствие условий:

  1. Недостаточность материальной базы. Если школа намерена обучать особых детей, в здании должны быть предусмотрены лифты, пандусы, оборудованные туалеты и т.д.
  2. Дефицит узких специалистов. Чтобы педагог мог заниматься со всеми учениками, необходимы не только его знания, навыки и желание. В штат должны входить психологи, тьюторы, сурдопереводчики, дефектологи и медицинские работники.
  3. Нехватка методических материалов по работе с учащимися разных категорий.
  4. Слабая база подготовки и переподготовки учителей.
  5. Отсутствие процедуры аттестации, которая позволит объективно оценить усложнившуюся работу педагога и обеспечить его профессиональный рост.
  6. Перегруженность педагогов. Говоря о необходимости персонального подхода к каждому ученику, придется учесть, что практически все учителя сегодня работают на полторы-две ставки. Для выполнения требований стандарта нагрузка должна составлять не более двадцати часов в неделю.
  7. Недостаточная осведомленность представителей местных министерств и департаментов образования о том, что сегодня требуется от педагогов. Знания педагогики и психологии у руководителей минимальны.
  8. Возможность ухудшения отношений в педагогических коллективах. Появление системы должностей (ассистент и помощник учителя, учитель, старший и главный учитель, наставник и эксперт), по мнению многих специалистов, может негативно отразиться на системе образования и привести к оттоку кадров.

На фоне внедрения профстандарта «Педагог» все, кого он коснется, разделись на два лагеря - тех, кто уверен, что трудности преодолимы, и тех, кто называет документ очередной головной болью. Но так как от выполнения норм стандарта будет зависеть заработная плата педагога, и тем, и другим придется взяться за дело.

А пока школьной администрации необходимо разработать план поэтапного перехода на применение профстандартов и при этом учесть все изменения, которые произошли в течение 2016 года. В том числе и тот факт, что новый министр образования и науки Ольга Васильева озвучила ещё ряд нововведений в профессиональный стандарт учителя, а также перенос даты введения данного документа по просьбе педагогической общественности до 1 января 2018 года.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Профессиональный стандарт педагога вот уже несколько лет становится центром внимания всей педагогической сферы российского общества. Однако применение новых стандартов воплотится в жизнь лишь только в 2017 году.

Введение профессионального стандарта педагога

Ожидается, что профессиональный стандарт деятельности педагога, с 1 января 2017 года , будет введён в действие, во всех учебных заведениях Российской Федерации. До этого апробацию по данному стандарту проходили лишь отдельные учебные заведения: школы, детские дошкольные, а также высшие учебные заведения, в которых был изменён курс обучения нового поколения , воспитателей и педагогов высшего звена с нацеленностью на новый профстандарт.

Из-за неукротимой тенденции подрастающего поколения к изменению процесса усваивания информации было принято решение об целесообразном изменении самой подачи современного знания детям всех возрастов начиная с самых первых дней пребывания в общественных организациях (детских садах) до их последнего года , гимназиях, лицеях и иных учебных заведения. Главной целью данной педагогической реформы стало выведение современного российского образования на более высокий уровень международного образца.

Внедрение новых профстандартов педагога

Для наиболее полной адаптации старой школы к новым стандартам образования было принято решение о внедрении новых стандартов, с 1 января 2017 г. ,не только к самому процессу обучения детей, но и к уровню подготовки преподавательского состава. Теперь при приёме на работу в то или иное учебное заведение, педагогам придётся доказать свою профпригодность, ровняясь на новый Профессиональный стандарт деятельности педагога 2017 года.

Увеличиться ли зарплата педагогов с 2017 года?

В связи с изменением требований к уровню образования, также претерпит изменения и материальная составляющая вопроса. Ожидается заметное увеличение заработной платы всем представителям педагогического звена на территории Российской Федерации.

Скачать профессиональный стандарт педагога (проект) от 12 февраля 2015 г., в формате PDF, вы можете по ссылке ниже:

Настоящий стандарт начал свою работу ещё в 2015 году на базе 21 стажировочной площадки по всей стране. По результатам, предоставленным лидерами данных областей, было выявлено значительное улучшение условий труда педагогов среднего общеобразовательного звена, уровня подготовки завершающих образование на том или ином этапе выпускающихся коллективов (как детских, так и взрослых), более высокие показатели ЕГЭ и иных проверочных тестов и экзаменов.

Время для адаптация к стандарту деятельности педагога

Согласно всем собранным данным было принято однозначное решение о внедрение Профессионального стандарта в 2017 году. Все учебные заведения получат как минимум полгода на адаптацию под новые стандарты, что не должно повлечь сильных изменений в бюрократической стороне вопроса.

Профессиональный стандарт – понятие уже не новое, но все еще малоизвестное. О том, что такое профстандарты, какие изменения трудового законодательства вступят в силу в 2017 году и как HR-у работать с профстандартами, поделились эксперты портала в материале.

Из материалов этой статьи вы узнаете:

Все виды квалификации, которая необходима работнику для качественного выполнения его должностных инструкций, теперь можно охарактеризовать одним простым словом – профстандарт. Это понятие внесено в Трудовой кодекс нашей страны и уже является обязательным для многих профессий.

Профессиональные стандарты представляют собой комплексное описание требований к специалисту. Это сочетание требований к знаниям, профессиональным навыкам, умениям и опыту работы на аналогичных должностях. Списки требований к определенным профессиям утверждены на государственном уровне и постепенно становятся обязательными для многих профессий.

Какие профстандарты вступают в силу в 2017 году

Большая часть профстандартов была сформулирована еще несколько лет назад, когда законодатели только начинали продвигать идею стандартизации навыков, необходимых для представителей различных профессий. Основная часть из них вступила в силу до 2017 года, а некоторые из них станут обязательными с 1 января 2017 года. В первую очередь это касается педагогов , занятых работой в любых учебных или спортивных учреждениях (поскольку тренеры и фитнес-инструкторы также относятся к категории педагогов). Профстандарт для педагогов был разработан и утвержден еще в 2015 году, однако по ряду причин его введение было решено отложить до 2017 года.

Профессиональные стандарты требуют определенного набора знаний и умений:

  • от педагогов, занятых работой в дошкольных учреждениях;
  • от педагогов коррекционных школ;
  • от школьных учителей;
  • от преподавателей училищ, лицеев, колледжей и других средних профессиональных или специальных учебных заведений;
  • от преподавателей ВУЗов;
  • от спортивных тренеров и педагогов дополнительного образования.

Как HR-у работать с профстандартами в 2017 году

Профстандарты оказывают влияние практически на все сферы деятельности отдела кадровой политики. Их необходимо учитывать:

  • при подборе и найме новых сотрудников;
  • во время разработки должностных инструкций;
  • в процессах управления персоналом ;
  • при планировании обучения и профессионального развития специалистов;
  • во время разработки системы оплаты труда;
  • во время разработки системы материальной мотивации;
  • при присвоении тарифных разрядов работникам (если таковые приняты в организации);
  • при проведении оценочных мероприятий или профессиональной аттестации работников.

Если нормативные акты предусматривают наличие профессионального стандарта для работников определенной профессии, его применение становится обязательным для работодателя. Однако это касается только строго определенного круга профессий, в то время как основная часть профессиональных стандартов носит рекомендательных характер. Это означает, что применение профстандартов должно происходить с учетом специфики труда, т.е. работодатель должен включить в состав должностных инструкций основные характеристики, предусмотренные в профстандарте для представителей данной профессии.

Профессиональные стандарты обязательны к применению:

  • в случае, если с выполнением трудовых обязанностей по данным профессиям связаны определенные ограничения или предоставление льгот (компенсаций);
  • в случае, если требования к квалификации работников определенных профессий четко установлены законом и являются обязательными.

Для представителей всех остальных профессий применение профстандартов пока не является обязательным. Таким образом, совершенствование системы управления персоналом необходимо осуществлять с использованием должностных инструкций, максимально приближенных к требованиям профессиональных стандартов, однако отступление от этих стандартов на сегодняшний день не может быть расценено как нарушение законодательства.

Читайте по теме в электронном журнале

Как оценивать квалификацию сотрудников на соответствие профстандартам

С 1 января 2017 года в силу вступает закон, регламентирующий порядок проведения независимой оценки квалификации работников. Согласно этому закону, оценочные мероприятия смогут проводить только специальные организации, получившие государственную аккредитацию.

Оценка квалификации будет происходить на добровольной основе. Чтобы работодатель смог направить сотрудника на оценку, ему необходимо закрепить порядок направления сотрудников на оценочные мероприятия в коллективном или трудовом договоре, а также получить от работника письменное согласие. Кроме того, работодатель должен предоставить работнику оплачиваемый выходной в день проведения аттестации.

Оценка будет осуществляться на платной основе. Если инициатором оценки является сам работник, то после прохождения и оплаты аттестации он вправе воспользоваться дополнительным социальным налоговым вычетом (уменьшить сумму удерживаемого НДФЛ). Если инициатором аттестации будет работодатель, то расходы на оценку можно списать в качестве прочих расходов для целей налогообложения.

Пройти оценку квалификации на соответствие профстандартам сможет любой совершеннолетний гражданин РФ или иностранный рабочий.

Изменили лист оценки и Положение об аттестации так, чтобы учитывать профстандарты

Татьяна Паклинская, начальник отдела подбора и развития персонала «Балтийского завода – Судостроение» (Санкт-Петербург)

Раньше во время оценки мы измеряли, обладает ли сотрудник нужными знаниями, какие у него обязанности. В лист оценки мы заносили только эти пункты. Теперь, когда появились профстандарты, я и мои HR-ы включили в лист оценки строки «Образование» и «Практический опыт». Обязанности мы подправили так, чтобы они соответствовали стандарту. Также мы внесли изменения в Положение об аттестации. На это ушло три месяца – требовалось разъяснить, что такое профстандарты, утвердить правила оценки.

Можно ли увольнять сотрудников, которые не соответствуют профстандартам, в 2017 году

Даже если по результатам оценки работник не смог подтвердить уровень своей профессиональной квалификации и соответствие профстандарту, его нельзя законно уволить. Кроме того, работодатель не имеет права отказывать кандидату в приеме на работу, ссылаясь на отсутствие у соискателя свидетельства о соответствии профессиональному стандарту.

В случае, если применение профессиональных стандартов является обязательным для работников предприятия, но игнорируется руководством компании, трудовая инспекция вправе выдать предписание об устранении нарушений и выписать штраф. Если применение профессиональных стандартов обязательным не является, то оснований для привлечения работодателя к ответственности также нет.

Полезные статьи:

По мнению некоторых людей, профессиональная деятельность большинства учителей заключается исключительно в проведении уроков да проверке тетрадок. На самом деле всё намного серьёзнее. На протяжении учебного года на плечи педагогических работников сваливается поистине титанический труд. Это относится как к рутинной ежедневной работе, так и творческим задаткам. Постоянство в этом плане касается бесконечных отчётов о проведённых уроков, составляемых на пару с другой, не менее надоедливой писаниной.

Ежегодно для всех работников педагогической сферы приходят разнообразные инструктивно-методические письма и директивы из министерства РФ, которыми впоследствии приходится руководствоваться. Новые сведения относительно учебного процесса в 2017 году уже составлены и даже успели облететь все города РФ. Оказывается, с 1 января 2017 года внедряется обновлённый профстандарт педагога. В нём собран перечень всех умений, знаний и навыков, которыми должен владеть хороший сотрудник образовательной сферы. Следует заметить, что отмеченные квалификации несут как профессиональный, так и личностный характер.

Профстандарты с 1 января 2017 года

Несмотря на то что отмеченные стандарты начнут действовать лишь с 2017 года, внедрение документа, в котором указан необходимый квалификационный уровень для учителей, стартовало ещё с июня 2016 года. На основании описанного нормативного акта в ближайшем будущем начнётся аттестация учителей с последующим присвоением определённой квалификации.

При помощи отмеченного нормативного акта министерство образования РФ решило детализировать знания и умения, которые должны присутствовать у любого педагогического работника. В профстандарте 2017 года описываются трудовые действия преподавателя, разделённые на модули по различным предметным отраслям.

Сразу после утверждения документа, началась его апробация, затронувшая 43 субъекта федерации. В них были созданы специальный стажировочные площадки на базе самого образовательного учреждения. По словам главы Минобрнауки Д. Ливанова, учителям не стоит бояться принятых нововведений, так как они начнут действовать исключительно после переподготовки всех представителей образовательной сферы.

Оказывается, внедрение нормативного акта было решено отложить на 24 месяца. По мнению чиновника, к нынешней процедуре апробации следует привлечь как можно больше воспитателей и практикующих педагогов. Правда, в процессе неплохо избежать «бумажной» волокиты и роста бюрократии. В завершение Литвинов подчеркнул, что оплата труда работников образовательного учреждения должна в первую очередь формируется на качестве выполнения всех требований отмеченного стандарта.

Структура ФГОС 2017

Основой профстандарта является система педагогической деятельности, состоящая из обучения, воспитания и
развития. В первых двух пунктах отражаются требования ФГОС к педагогу, который просто обязан на должном уровне знать свой предмет, а также владеть методическими техниками и приёмами, чтобы донести его к каждому ученику.

Самым сложным для работников образовательной сферы может показаться раздел развития. Согласно описанному пункту, самому педагогу, вместе с узкими специалистами (психологам и логопедом) придётся своевременно обнаруживать и правильно решать проблемы учащихся, круг которых является очень обширным. Вопросом в этом плане стаёт экономический кризис, в связи с которым приходится сокращать психологов, школьных врачей или дефектологов, чтобы оптимизировать штатное расписание с целью взыскания дополнительного финансирования для возможности увеличения зарплат учителям.

Для чего нужен новый профтандарт 2017 для педагога?

По мнению авторов сего документа, ему удастся увеличить заинтересованность преподавателей результатами своей профессиональной деятельности. В будущем году начнёт меняться принцип обучения и переподготовки кадров, чтобы описанная процедура соответствовала требования обновлённого нормативного документа. С 2017 года профтандарты будут применяться в качестве:

  • инструмента для роста качественного отечественного образования;
  • независимой единицы измерения квалификационного уровня всех педагогов;
  • фундаментальной основы трудового соглашения между руководством некого образовательного учреждения и самого учителя;
  • средства реализации новой стратегии развития сферы образования;
  • механизма, с помощью которого будет проводиться процесс набора «качественных» кадров для работы в организациях оглашённой сферы.

Министр образования подчеркнул, что оценка результатов педагогического труда должна в обязательном порядке учитывать достижения самих обучающихся. Правда, не стоит опираться исключительно на них. На деле каждый преподаватель занимается процессом обучения в реальных социально-экономических условиях с детьми, имеющие не только некие интеллектуальные задатки, но и психологические особенности. Получается, что для любого ученика важен его личный результат в рамках продвижения по намеченной образовательной траектории. Грамотную оценку подобным достижения способны предоставить лишь представители педагогического общества.

Новые обязанности современного учителя

Изменения в трудовом законодательстве РФ относительно профтандартов для педагогов, имеют 5 видов квалификации. Это набор особых требований к учителю, выдвигаемых на основании результативности и сложности решения, поставленных перед ним задач. К примеру, чтобы провести полноценную воспитательную работу, педагогу необходимо овладеть аж 18 умениями и навыками, тогда как для полноценного развития ученика их количество должно возрасти до 20. По мнению самих разработчиков, подобный перечень считается своеобразным ориентиром, на основании которого каждое отдельное учебное заведение планирует создавать собственную схему работы с учётом поставленных задач. При этом сами педагоги примеряют на себя роль неких социальных терапевтов, которым придётся найти в ученике психолого-педагогическую проблему.

Именно поэтому утверждённый на 2017 год профстандарат уделяет достаточно внимания работе учителя относительно выполнения инклюзивного образования, а также поддержке социально уязвимых и одарённых обучающихся. Отдельная тема разговора – владение ИКТ-компетентностью, дифференцируемой на три уровня:

  • общепедагогическая;
  • общепользовательская;
  • предметно-педагогическая.

Нынешний профессиональный стандарт для современного учителя наконец-то избавился от технократического подхода в анализе результата деятельности каждого отдельного педагога. Теперь в нём появился ряд положений, ориентированных на более гуманную оценку, отражающую профессиональный уровень компетенции. Например, учитывается готовность учителя работать с детьми, владеющими разной степенью развития.

Проблемы по внедрению нового профстандарта

По мнению опытных педагогических сотрудников, современные учебные заведения не владеют необходимыми условиями для выполнения всех требований принятого нормативного акта. Главной проблемой в этом случае выступает недостаточная материальная база, и также большой дефицит узких специалистов: психологов, тьюторов, дефектологов.

Перед тем как ввести профтандарт и начать оценивать педагогов в соответствии с новыми критериями, следует позаботиться о создании доступной среды для всех учеников. Как бы прискорбно это ни звучало, но сюда следует отнести специальные подъезды к учебному заведению, оборудования пандусов, мест в столовой или туалетах. Ведь пока педагогам приходится вертеться сразу на двух ставках, и выделять при этом время для индивидуального подхода к каждому отдельному ребёнку просто невозможно.

Исключительные права на представленный материал принадлежат АО "КонсультантПлюс".

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 04.07.2016.

Стало больше условий, при которых применять профстандарты обязательно

Если работодатель не применяет обязательные профстандарты, ему грозит штраф

Независимая оценка определит, соответствует ли квалификация работника профстандарту

Даже если профстандарт обязателен, увольнять работника за несоответствие не придется

Профстандарт для бухгалтера: с июля кардинальных перемен не произошло >>>

Стало больше условий, при которых применять профстандарты обязательно

Даже если профстандарт обязателен, увольнять работника за несоответствие не придется

Применять обязательные профстандарты нужно, в частности, при приеме на работу новых сотрудников. Как Минтруд, вступление в силу профстандартов не основание уволить тех, кто уже работает.

Профстандарт для бухгалтера: с июля кардинальных перемен не произошло