Положение о оплате труда работников здравоохранения. Оплата труда работников государственных учреждений здравоохранения: правовое регулирование

Определяя заработную плату, необходимо иметь в виду два понятия: номинальная заработная плата и реальная заработная плата

Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная работником за час, день, неделю, год.

Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату, т. е. это покупательная способность номинальной заработной платы. Реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги.

Заработная плата выполняет четыре основные функции:

1. воспроизводственную;

2. стимулирующую (мотивационную);

3. социальную (способствующую реализации социальной справедливости);

4. учетно-производственную, характеризующую меру участия живого труда в процессе образования цены продукта, его долю в совокупных издержках производства.

Заработная плата находится в прямой зависимости от уровня производительности труда: чем выше уровень производительности общественного труда, тем выше уровень заработной платы.

Уровень заработной платы должен определяться, исходя из принципов:

Непрерывное повышение жизненного уровня трудящихся;

Рост производительности труда должен опережать рост средней заработной платы. Особенно это должно соблюдаться в сфере материального производства;

Должно учитываться значение отдельных отраслей и производств в системе народного хозяйства;

Должны учитываться различная квалификация работников и условия их труда.

Надбавки и премии вводятся для стимулирования добросовестного отношения к труду, повышения качества продукции и эффективности производства. Различие между надбавками и премиями в том, что надбавки выплачиваются ежемесячно в одинаковом размере в течение установленного периода (например, надбавки за производительность выше нормы), а премии могут быть нерегулярными, и их размер существенно зависит от достигнутых результатов и меняется довольно часто. Надбавки и премии отражают результаты собственных достижений работника.

Заработная плата имеет две основные формы: повременную и сдельную Повременная заработная плата зависит от количества отработанного времени. В повременной форме существует две системы оплаты труда: простая повременная и повременно-премиальная. В простой повременной системе расчет зависит от стоимости одного часа работы и количества отработанного времени; по простой повременной системе выплачиваются отраслевые базовые оклады. Повременно-премиальная система предусматривает сверх заработка (например, отраслевого базового оклада) получение премии за достижение определенных количественных и качественных показателей. Повременная форма оплаты труда имеет недостаток – у работника снижен экономический стимул к росту интенсивности и производительности труда. Сдельная оплата труда считается более гибкой, схема оплаты предполагает оплату либо просто за количество, либо за степень исполнения работы. Сдельная форма оплаты труда увязывается с выработкой, с производительностью труда, т. е. находится в прямой зависимости от количества изготовленных изделий (например, в стоматологии) или выполненных работ. Ее рассчитывают на основе сдельных расценок согласно квалификации работника.

Особое место в экономике здравоохранения занимает проблема оплаты труда, Это одна из самых трудноразрешимых проблем в экономике любой отрасли, поскольку она не только экономическая, но и, прежде всего, социальная, политическая. Оплата труда - главный источник формирования денежных доходов работника. Работодатель обязан компенсировать затраты умственного и физического труда работающего путем денежной выплаты в виде заработной платы. При этом одна из вечных проблем - в какой сумме компенсировать затраты труда работающего, чтобы заработная плата не только возмещала трудовые затраты работника, но и стимулировала его интерес к качественному и производительному труду. Две главные составляющие, которые определяют размер заработной платы работников здравоохранения: первая - форма оплаты труда, вторая - общая сумма денежных средств, которыми располагает организация здравоохранения для оплаты труда своих работников. Каждая организация здравоохранения ежегодно, ежеквартально, ежемесячно формирует фонд оплаты труда исходя из имеющихся в наличии и планируемых денежных поступлений с учетом налоговых отчислений. Финансовые средства организаций здравоохранения распределяются на две составляющие: первая - фонд оплаты труда с начислениями во внебюджетные государственные фонды, вторая - средства, направляемые на содержание и развитие организаций здравоохранения. В последующем эти средства подлежат распределению между подразделениями организации здравоохранения, а в рамках подразделений - между сотрудниками с учетом квалификационных групп и достигнутых показателей объема и качества выполненной работы. Фонд оплаты труда - суммарные денежные средства организации здравоохранения, израсходованные в течение определенного периода времени на заработную плату, премиальные выплаты, доплаты работникам, а также компенсирующие выплаты. На первом этапе планирования фонда оплаты труда определяется число должностей медицинского персонала. Причем здесь возможно дна подхода: первый - в соответствии со штатными нормативами, которые в настоящее время носят рекомендательный характер, второй - исходя из объема работы организации здравоохранения и ее подразделений. На практике, как правило, встречается сочетание того и другого подходов. Штаты административно-хозяйственного и прочего персонала устанавливаются в соответствии с типовыми штатами, утвержденными для данного типа организаций с учетом особенностей и объема работы. На основании штатного расписания составляются тарификационные списки должностей работников, которые служат основными документами для определения должностных окладов работников здравоохранения. Наименование должностей из числа врачебного, фармацевтического и среднего медицинского персонала должно соответствовать Номенклатуре специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием, которая утверждается МЗиСР Российской Федерации. Должностные оклады и другие виды оплаты медицинских работ-пиков определяются исходя из занимаемой должности, стажа непрерывной работы, образования, квалификации и других условий, предусмотренных в соответствии с приказом, определяющем порядок оплаты соответствующих должностей. Основные формы оплаты труда медицинских работников: повременная; сдельная; контрактная. При повременных формах оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от объема выполненной работы. Сдельная форма оплаты труда основывается на установлении заработной платы в зависимости от объема выполненной работы за определенный период времени (чаще - за месяц). Достоинство сдельной формы оплаты труда состоит в том, что величина заработной платы непосредственно связана с количеством затраченного труда, который измеряется объемом выполненной работы. Однако в здравоохранении трудно измерить объем выполненных работ, услуг в натуральном исчислении. К тому же если выполненная работа носит коллективный характер, то приходится либо выделять долю объема работ, выполненных каждым работником, либо исчислять сдельную заработную плату в расчете на весь коллектив, а затем делить ее между членами коллектива в соответствии с мерой их участия в труде, определяемой так называемым коэффициентом трудового участия (КТУ). Контрактная форма оплаты труда позволяет достаточно объективно учесть объем и качество выполненной работы. В настоящее время данная форма считается наиболее прогрессивной. С 1 декабря 2008 г. осуществлен переход на новую систему оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе здравоохранения. Введение данной системы позволит отказаться от ранее существовавшего директивного подхода к формированию заработной платы работников здравоохранения (на основе Единой тарифной сетки) и учитывать специфику медицинского труда. Новая система оплаты труда предусматривает следующие составляющие, которые будут учитываться при исчислении заработной платы конкретного медицинского работника: базовый оклад; компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты. Базовый должностной оклад (базовая ставка заработной платы) - минимальный должностной оклад работника государственного или муниципального учреждения, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Профессиональная квалификационная группа устанавливается в соответствии с методическими рекомендациями органа управления здравоохранением. Компенсационные выплаты - доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (например, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению). Стимулирующие выплаты - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты (например, выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы). Механизм реализации этой системы оплаты труда состоит в заключении трудовых договоров с каждым работником организации здравоохранения.

В результате введения коэффициентов формируется:

· должностной оклад как фиксированный размер оплаты труда за исполнение трудовых обязанностей в течение месяца;

· ставка заработной платы как фиксированный размер оплаты труда за выполнение нормы труда за единицу времени.

Аттестация медицинских работников как фактор повышения заработной платы.

В руках медиков самое дорогое, что есть у человека, - его здоровье, государство старается тщательно контролировать квалифицированность медицинских кадров. Так, обязательным для них является постоянное повышение квалификации. Оно должно проводиться не реже чем раз в 5 лет на протяжении всей трудовой деятельности специалиста. Это всегда обучение в образовательных или научных организациях с последующим экзаменом и выдачей специального документа - свидетельства.

В отличие от обязательного повышения квалификации аттестация на категорию сугубо добровольна. Она затрагивает не столько профессиональную, сколько материальную сторону работы медика (наличие категории в том числе дает возможность получать более высокое вознаграждение). Хотя при аттестации тоже оценивается уровень знаний и навыков специалиста и имеет место итоговый экзамен

Аттестация средних медицинских работников как один из факторов повышения их заработной платы.

Это важное звено в повышении ответственности медработников за выполнение профессиональных обязанностей. Приказом МЗ РФ от 25/7-2011 г. №808н утверждено положение «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками», которое формирует новую нормативную базу аттестации (предыдущая от 2001 г. №314 – отменена). Аттестация является добровольной и проводится по желанию медработника. Создается аттестационная комиссия при органе управления здравоохранения региона. Аттестуются по 3 категориям: 2, 1 и высшая.

Установлен минимальный стаж по специальности для присвоения соответствующей категории: 2-я – стаж по специальности 3 года; 1-я – 5 лет, высшая - не менее 7 лет для средних медработников (врачей -10 лет). Категории присваиваются последовательно. Оформление категории проводится экспертной группой Аттестационной комиссии при Управлении здравоохранения на основании аналитического отчета за 3-х летний период работы, утвержденного руководителем и согласованного с председателем профкома + его рецензии+ собеседования по теоретическим и практическим вопросам + тестирования специалиста (успешно не менее 79% правильных ответов).

Категория действует 5 лет, потом надо ее подтверждать. Для получения очередной категории необходимо пройти повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет (ПП РФ от 30.01.2007 г. «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности»). После аттестации зарплата повышается соответственно на 1-2-3 разряд в тарифной сетке. При отказе в переаттестации категория утрачивается и зарплата соответственно понижается до исходного уровня.

Компенсация – это возмещение за:

Ø за вредность

Ø за секретность

Ø за совместительство

Надбавки - это выплаты за применение в работе передовых методов труда, высокие достиже­ния в работе, выполнение особо важных или срочных работ (на срок их проведения), а также напряженность в труде (размер от 10 до 50%).Надбавки начисляются на оклад (ставку) и предельными разме­рами не ограничиваются. Надбавки устанавливаются на определенный срок, но не более одного года, приказом по учреждению по согласованию с выбор­ным профсоюзным органом на основании представления коллекти­ва структурного подразделения. Надбавки отменяются при ухуд­шении показателей в работе или окончании особо важных или срочных работ.

Руководителям учреждений здравоохранения (главным врачам, директорам, заведующим, начальникам) надбавки устанавливаются решением вышестоящего органа управления здравоохранением за работу, направленную на развитие учреждения, применение в практике учреждения передовых методов диагностики и лечения больных, новых лекарственных средств и медицинского оборудования. Основное целевое назначение надбавок заключается в стимулировании работников к повышению квалификации, к работе на постоянном месте, а также компенсации более высокой интенсив­ности труда в связи с выполнением особо важных работ.

Сейчас установлены следующие надбавки за продолжитель­ность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения:

1. В размере 30 % оклада (ставки) за первые три года и по 25 % за каждые последующие два года непрерывной работы, но не выше 80 % оклада:

Врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу вы­ездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи и выездных реанимационных гематологических бригад;

Врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу хос­писов .

2. Работникам противочумных учреждений (подразделений) - в размере 10 % оклада (ставки) за каждый год работы. Максимальный размер надбавки не может превышать для меди­цинских работников 100 %, для других работников - 80 %.

3. В размере 30 % оклада (ставки) за первые три года и по 15 % - за каждые последующие два года непрерывной работы, но не выше 60 % оклада:

Врачам и среднему медицинскому персоналу участковых больниц и амбулаторий , в том числе линейных, домов-интернатов всех типов, расположенных в сельской местности;

Среднему медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов ;

Участковым медицинским сестрам терапевтических и педиатриче­ских территориальных участков;

Врачам и медицинским сестрам обшей практики (семейным врачам);

4. В размере 30 % оклада (ставки) за первые три года и 10 % за последующие два года непрерывной работы, но не выше 40 % ок­лада

Среднему медицинскому персоналу цеховых врачебных участков и домов сестринского ухода.

5. В размере 20 % оклада (ставки) за первые три года и 10 % за последующие два года непрерывной работы, но не выше 30 % ок­лада:

- всем остальным работникам учреждений здравоохранения.

Надбавка выплачивается по основной должности исходя из ок­лада (ставки), установленной по разрядам оплаты труда Единой тарифной сетки, без учета повышений за работу в опасных для здо­ровья и особо тяжелых условиях труда, других повышений, надба­вок и доплат.

В соответствии с национальным проектом «Здоровье» из федерального бюджета через ФФ ОМС-ТФ ОМС доплачивается за работу в первичном звене здравоохранения участковым врачам и врачам общей практики 10 000 руб, а медсестрам – 5000 руб.; врачам СМП – 8 тыс. руб. и фельдшерам – 4 тыс. руб.

По национальному проекту «Дети России» в соответствии с родовым сертификатом (2011 год -6000 руб) 50% идет на оплату труда работникам женской консультации, родильного дома и детской поликлиники, остальные средства идут на медицинское оснащение и лекарственное обеспечение. При этом женщина сама выбирает учреждения, которым она доверяет.

К дополнительной заработной плате относятся выплаты ком­пенсационного характера:

За работу в ночное время;

За работу в праздничные и выходные дни;

Оплата очередных ежегодных и дополнительных отпусков (компенсаций за неиспользованный отпуск);

Оплата льготных часов;

Доплата за работу с интернами;

Оплата времени прохождения обязательных медицинских ос­мотров;

Компенсация женщинам, находящимся в частично оплачивае­мом отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, в размере 50% мини­мальной заработной платы; ,

Оплата времени выполнения государственных обязанностей;

Выходные пособия;

Оплата приглашенных консультантов;

Оплата отпусков молодым специалистам перед началом рабо­ты;

Оплата времени учебы с отрывом от производства в системе повышения квалификации и переподготовки кадров.

В настоящее время дополнительная заработная плата в зависи­мости от профиля учреждения колеблется для амбулаторно­-поликлинических учреждений в пределах 8-10%, для стационаров- 25-30% от основной заработной платы.

Размеры доплат и условия их выплаты организации устанавли­вают самостоятельно и фиксируют их в коллективном договоре (положение об оплате труда). При этом размеры доплат не могут быть ниже установленных законодательством.

Оплата часов ночной работы (с 22 до 6 часов). Час ночной ра­боты оплачивается в повышенном размере, предусмотренном кол­лективным договором организации, но не ниже размеров, установ­ленных законодательством. Продолжительность ночной работы сокращается на 1 час. ,

Оплата часов сверхурочной работы. Сверхурочные работы допускаются в исключительных случаях и с разрешения профкома организации. Работа в сверхурочное время оплачивается за первые 2 часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы не менее чем в двойном размере за каждый час сверхурочной рабо­ты.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого ра­ботника 4 часа в течение 2 дней подряд и 120 часов в год. Компен­сация сверхурочных часов отгулом не допускается. К сверхурочным работам и к работе в ночное время не допус­каются: беременные женщины и женщины, имеющие детей в воз­расте до 3 лет. работники моложе 18 лет, работники других катего­рий, установленных законодательством.

Оплата работы в выходные и праздничные дни. Работа в вы­ходные и праздничные дни компенсируется работнику предостав­лением другого дня отдыха или по соглашению сторон в денежной форме. Работа в выходные и праздничные дни оплачивается не ме­нее чем в двойном размере:

Оплата очередных отпусков . Право на отпуск работникам пре­доставляется по истечении 11 месяцев непрерывной работы на данном предприятии. За работником, находящимся в отпуске, со­храняют его средний заработок.

Дифференцированная оплата труда медицинских работников производится с учетом качества и объема вложенного груда – согласно коэффициента трудового участи (КТУ). Этот принцип применяется при бригадной форме труда и при расчете премиальных.

Соц.льготы (з/п стимулирующего характера): премии, материальная помощь, оплата за непрерывные стаж работы и т.д.

Выплаты, производимые за счет собственных средств работодателя:

Премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений;

Материальная помощь;

Беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и др.;

Оплата дополнительных отпусков(сверх предусмотренных);

Оплата путевок на лечение и отдых, экскурсий, занятиях в спорт. секциях;

Возмещение стоимости подписки;

Другие выплаты, не связанные с оплатой труда.

Расчет оплаты труда персонала в стоимости лабораторного исследования (V учр по формуле 1)

В официально утвержденных методиках по ценообразованию в здравоохранении имеются весьма существенные противоречия в группировке персонала при определении размера оплаты труда.

Примером могут служить формула расчета расходов на оплату труда в Инструкции по расчету стоимости медицинских услуг, утвержденной Минздравом России 10.11.1999 № 01-23/4-10 (приложение 1), и формула расчета затрат на простую медицинскую услугу, приведенная в п. VII Номенклатуры работ и услуг в здравоохранении (утвержденной Минздравом России 12.07.2004)

В первой из указанных методик расчет оплаты труда по конкретной медицинской услуге проводится раздельно для врачей и среднего медицинского персонала, а сотрудники вспомогательных подразделений, заведующие и младший медицинский персонал отнесены к общеучрежденческому персоналу. Такой методический подход нивелирует все различия в обеспеченности отдельных подразделений указанной численностью персонала.

Во второй из указанных методик проводится суммирование затрат рабочего времени врача и среднего медицинского и вспомогательного персонала, и суммирование бюджета их рабочего времени. Такой подход может быть применен только при одинаковом бюджете рабочего времени указанных групп персонала и равном коэффициенте использования рабочего времени должности, имеющем, как известно, разную величину для врача клинической лабораторной диагностики (0,75) и лаборанта (0,8).

Кроме того, в формуле используются затраты рабочего времени среднего медицинского и вспомогательного персонала в процессе оказания услуги. Как известно, численность вспомогательного персонала устанавливается, как правило, по коэффициенту соотношения с основным и нормы времени для вспомогательного персонала не определяются.

Таким образом, в этих, как и в других методиках, игнорируются межотраслевые рекомендации по учету трудоемкости работ , в соответствии с которыми трудоемкость работ разделяется в зависимости от участия того или иного персонала непосредственно в процессе производства, в обслуживании производства и в управлении на технологическую трудоемкость:

  • трудоемкость обслуживания;
  • трудоемкость управления;
  • полную трудоемкость, включающую затраты труда всех категорий персонала предприятия.

В соответствии с указанной дифференциацией трудоемкости работ весь персонал ЛПУ для расчета себестоимости целесообразно группировать следующим образом:

1. Персонал, непосредственно оказывающий услугу (так называемый основной персонал) и соответственно определяющий технологическую трудоемкость работы, - врач и (или) медицинская сестра, для клинической лаборатории это врач и лаборант.

2. Персонал, непосредственно не оказывающий услугу, но способствующий рациональной организации труда (так называемый вспомогательный персонал), - сотрудники отделения, в котором работает основной персонал, т. е. заведующий отделением, санитарка и т. д.

3. Общий для всего учреждения медицинский и немедицинский персонал, определяющий трудоемкость управления.

Для расчета оплаты труда медицинского персонала лаборатории в стоимости лабораторного исследования необходимы следующие сведения:

  • затраты рабочего времени врача и (или) лаборанта на единицу работы;
  • годовой фонд оплаты труда (основной и дополнительный) должностей заведующего, врача, лаборанта, санитарки;
  • годовой бюджет рабочего времени должностей врача, лаборанта;
  • соотношение численности и оплата труда персонала подразделения: заведующего, врача, лаборанта, санитарки.

Расчет размера оплаты 1 мин работы врача клинической лабораторной диагностики или лаборанта с учетом деятельности заведующего лабораторией и санитарок, т. е. I и II групп персонала по межотраслевой классификации трудоемкости работ, проводится по формуле (2):

Где Sосн - годовой фонд основной заработной платы врача или лаборанта; j - коэффициент соотношения оплаты труда заведующего, санитарок лаборатории к оплате труда врачей и лаборантов; Б - годовой бюджет рабочего времени должности врача или лаборанта; k - коэффициент использования рабочего времени врача или лаборанта на основную деятельность.

Расчет и величина годового бюджета рабочего времени (Т в формуле 1) и коэффициента k представлены в публикации по нормированию труда в лаборатории (Справочник заведующего КДЛ. 2008. № 10 С. 9-18).

Система оплаты труда медицинских работников, в последние годы существенно изменилась, что можно связать с необходимостью мотивирования сотрудников к оказанию качественной медицинской помощи.

Распоряжением Правительства № 2190-р от 26.11.2012 года, предусмотрено поэтапное изменение системы начисления оплаты труда в бюджетной сфере, что предполагает совершенствование основных компонентов заработной платы - оклада, тарифной (часовой) ставки, а также дополнительных стимулирующих и компенсационных выплат.

При этом уровень заработка должен в полной мере зависеть от того, насколько качественные медицинские услуги населению он оказывает.

Главное в статье

Cдельная оплата

Оплата труда может формироваться по принципу сдельной, с учетом некоторых особенностей. В частности, необходимо учитывать рекомендации Минздрава РФ, а также Российской трехсторонней комиссии (РТК).

посмотреть обзор

Если говорить в целом, то действующее законодательство содержит положения, разрешающие устанавливать в организации сдельную трудовую оплату, при этом каких-либо исключений для сотрудников медучреждений не предусмотрено.

Как определяется профессиональный оклад медицинского работника

В этом разделе рассмотрены все правовые особенности установления окладов медицинским работникам, в том числе правила применения профессиональных квалификационных групп, учета стажа и возможность установлении медработнику индивидуального оклада.

Установление персонального оклада

Оклад представляет собой определенную сумму, которая устанавливается за выполнение своих профессиональных обязанностей, предусмотренных конкретной должностью. В сумму оклада не включены иные дополнительные выплаты.

Мы считаем, что установление медработникам государственных и муниципальных больниц персональных окладов трудовым законодательством прямо не запрещено, хотя другими нормами не рекомендуется по следующим причинам.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ медицинское учреждение, как работодатель, должен обеспечить своим сотрудникам одинаковую оплату труда за выполнение аналогичного труда.

При этом установление различных окладов для одних и тех же должностей не запрещено, но представляется неоправданным. РТК приняты единые рекомендации по установлению оплаты труды сотрудников учреждений государственной и муниципальной системы от 25.12.2015 года, в которых не рекомендовано устанавливать для сотрудников, которые входят в одну и ту же квалификационную группу разных ставок, окладов.

Однако, как показывает правоприменительная практика, все же решение об установлении индивидуального оклада не признается трудовой дискриминацией в том случае, если сотрудники занимают одну и ту же должность, но выполняют разный объем работы различной сложности.

Как учесть стаж

По общему правилу стаж медицинского работника никак не влияет на размер устанавливаемого ему должностного оклада.

Как мы уже говорили, должностной оклад представляет собой фиксированную ежемесячную выплату работника, который исполнил свои трудовые обязанности в надлежащем объеме.

Поскольку оплата труда состоит не только из должностного оклада, следует отображать их непрерывный медицинский стаж в других выплатах, например в выплатах компенсационного характера. Как рассчитать стаж работы сотрудника, рассказывает специалист системы Экономика ЛПУ.

Применение профессиональных квалификационных групп

Профессиональные квалификационные группы (ПКГ) могут использоваться при установлении базовых ставок и окладов Правительством РФ, оплата труда медработников государственных и муниципальных больниц не может быть ниже установленных по ПКГ окладов.

Согласно распоряжению Правительства РФ № 2190-р от 26.11.2012 года, заинтересованные исполнительные органы совместно с Минтрудом РФ могут разрабатывать и вносить свои конкретные предложения по должностным окладам ПКГ сотрудников.

Основой формирования ПКГ являются определенные требования к уровню квалификации сотрудников, который им необходим для осуществления конкретной профессиональной деятельности, т.к. в соответствии с трудовым законодательством оплата труда врача, как и любого другого работника зависит от его квалификации.

Поэтому до установления базовых окладов по конкретным должностям Правительством РФ, в учреждениях здравоохранения ПКГ могут применяться при разработке СОТ.

Это подтверждают и положения постановления Правительства РФ № 583 от 05.08.2008 года, в котором говорится что размеры окладов сотрудников устанавливаются руководством учреждения на основании требований к квалификации и опыту работы по конкретной должности (ПКГ). При этом учитывается объем выполняемой сотрудников работы и ее сложность.

Соотношение размеров оклада руководителей и медработников

Размеры должностных окладов медицинских работников никаким образом не оказывают влияния на оклад руководителя больницы и оклады его заместителей.

Как сказано в ст. 145 ТК РФ, оплата труда руководителей государственных и муниципальных учреждений устанавливается в соответствии с трудовым законодательством, учредительными документами должностного лица, региональными и муниципальными актами. Конкретные условия оплаты труда руководящих должностных лиц отражается в их трудовых договорах.

Как рассчитать соотношение размеров среднемесячной зарплаты

Предельный уровень соотношения зарплаты определяет учредитель медорганизации, но в том диапазоне, который установили органы власти. Какие ограничения оплаты труда руководящих работников, как рассчитать соотношение размеров среднемесячной зарплаты, где опубликовать информацию о зарплате — подробная инструкция в Системе Экономика ЛПУ.

При этом рядом нормативных актов приняты рекомендации по установлению уровня оплаты труда руководителей учреждений:

  • рекомендации на 2016 год, утвержденные РТК от 25.12.2015 года, а также применительно к федеральным учреждениям - постановление Правительства РФ № 583 от 05.08.2008 года. В этих документах рекомендуется устанавливать руководителям учреждения оплату, кратную 8 средним окладам всех работников учреждения;
  • в решении РТК от 25.12.2015 года также рекомендовано устанавливать оклады для главных бухгалтеров, руководителей и их заместителей на уровне 70-90% от окладов руководителей больниц.

Оклад: контроль установления

Какие органы могут проверить правильность выбора должностного оклада для сотрудников медицинского учреждения:

  • трудовая инспекция при проведении проверок в рамках государственного надзора за соблюдением медицинским учреждением трудового законодательства РФ. Кроме того, государственной трудовой инспекцией проводятся проверки исполнения программы совершенствования СОТ в государственных и муниципальных учреждениях, которая утверждена распоряжением Правительства РФ № 2190-р от 26.11.2012 года;
  • Министерство здравоохранения РФ, как ведомство, которое исполняет полномочия учредителя по отношению к подведомственным медицинским учреждениям; территориальные фонды ОМС, которые проверяют размеры окладов в рамках проведения проверок расходов на оплату труда, которые входят в структуру тарифа на оплату медпомощи в системе ОМС;
  • другие государственные органы, уполномоченные на проведение проверок финансовой и хозяйственной деятельности больницы.

Форма отчетности об оплате врачей в рамках ОМС

Форма отчетности о заработной плате работников медорганизаций в сфере ОМС утверждена Приказом ФФОМС от 26.03.2013 № 65. Скачайте готовый шаблон в Системе Экономика ЛПУ.

Расчет суммы средств, направленных на оплату труда работников кабинета (офиса) общей врачебной практики (семейного врача)

1. Штатная численность работников

Наименование должностей

Количество занятых должностей

Месячный ФОТ

надбавки

доп. з/плата

2. Численность прикрепленного населения, чел.

3. Подушевой норматив финансирования, руб.

4. Сумма финансирования, руб.

5. Отчет о расходовании средств

Кассовые расходы

Фактические расходы

Остаток средств на начало месяца

1. Получено средств:

1.1. По подушевому нормативу

1.2. Из фонда стимулирования (+, -)

1.3. Разовые обращения

2. Израсходовано:

2.1. Отчислено на содержание АУП, ОПП, ХП

2.2. Отчислено на консультации специалистов учреждения

2.3. Отчислено на параклинические услуги, оказываемые учреждением

2.4. Отчислено за приобретенные медикаменты, перевязочные средства, ИМН

2.5. Отчислено за приобретенный мягкий инвентарь

2.6. Санкции, предъявленные экспертной комиссией АПУ

2.7. Санкции, предъявленные внешними экспертами

2.8. Санкции за превышение объемов госпитализации

2.9. Выплаты з/платы персоналу

2.10. Начисления на з/плату

2.11. Отчислено за разовые обращения пациентов в другие ЛПУ

2.12. Отчислено в резерв предстоящих расходов и платежей

3. Остаток средств на конец месяца

Компенсационные выплаты

Указание компенсационных выплат в трудовом договоре

Возможно ли в трудовом договоре медработника прописать, что размер его компенсационных выплат устанавливается законодательством РФ?

В том случае, если законодатель установил минимальные размеры компенсационных выплат для медработников, работодатель должен указать в трудовом договоре сотрудника в конкретном размере или в процентном отношении к должностному окладу.

Компенсационные выплаты медицинским работникам могут предоставляться по разным основаниям: за медицинский стаж, за ненормированный день работы, за работу в сельской местности, за наличие профессиональной категории и т.д. Трудовое законодательство, как правило, устанавливает лишь минимальный размер таких выплат.

Конкретные размеры компенсационных надбавок медработникам должен установить работодатель, прописав такие разделы в положении об оплате труда больницы.

Дополнительные гарантии сотрудникам, которые трудятся в условиях, отклоняющихся от нормальных, должны быть прописаны в трудовом договоре сотрудника, в соответствии со ст. 57 ТК РФ.

Кроме того, рекомендации, утвержденные приказом № 167-н от 26.04.2013 года, говорят о том, что в положении об оплате труда, а также в трудовом договоре сотрудника следует прописать конкретные факторы и условия получения всех компенсационных выплат.

★ Как компенсировать сотруднику сверхурочную работу ★
в Системе Экономика ЛПУ

Снижение размера компенсационных выплат по результатам СОУТ

Рассмотрим условия, при которых медработнику могут быть снижены предоставляемые ему компенсационные выплаты в связи с проведением специальной оценки условий труда (СОУТ).

Объем компенсаций медработника может измениться при улучшении его трудовых условий, что подтверждается заключением специалиста по СОУТ, проведенной в больнице (ст. 74 ТК РФ);

Как известно, гарантии и компенсации медработникам, которые заняты в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, предоставляются в соответствии с положениями трудового законодательства, коллективным договором больницы, с трудовым договором сотрудника и т.д.

Однако, работодатель должен отменить предоставленные ранее гарантии в том случае, если на рабочем месте сотрудника обеспечены безопасные условия труда, что подтверждается заключением государственной экспертизы или СОУТ.

В связи с принятием нового закона № 426 «О СОУТ», существует переходный период к новой системе оценки рабочих мест. Так, если в больнице проводилась аттестация рабочих мест до 13.07.2015 года, то она будет продолжать действовать в течение 5 лет. СОУТ в этот период не обязательно.

Медучреждение имеет право, но не обязано, инициировать проведение СОУТ до окончания срока действия результатов аттестации.

Если сохранение условий труда, которые дали работодателю право установления компенсационных выплат своим сотрудникам, подтвердилось, то размер этих дополнительных гарантий не может быть изменен по сравнению с теми выплатами. Которые действовали на начало 2014 года.

В соответствии с разъяснениями от 15.12.2014 года по поводу применения новых правил СОУТ, улучшением трудовых условий является уменьшение окончательного класса или подкласса условий труда на конкретном месте работы сотрудника.

Так, если условия труда медработника улучшились, что подтвердилось в заключении СОУТ, руководство больницы может пересмотреть объем компенсаций, которые предоставляются сотруднику во вредных условиях труда.

При этом необходимо помнить о правилах изменения условий трудового договора между больницей и сотрудником, которые изложены подробно в ст. 74 ТК РФ.

Замена дополнительного отпуска за вредность денежной компенсацией

У многих работников возникает желание заменить часть положенного ежегодного отпуска денежной компенсацией. Возможно ли с точки зрения закона заменить отпуск, предоставляемый сотруднику за работу во вредных условиях труда денежной компенсацией?

Замена отпуска компенсацией возможно, но важно соблюсти при этом ряд условий:

  • компенсировать можно лишь часть отпуска «за вредность» (2, 3, 4 степени);
  • всем сотрудникам ТК РФ гарантирует минимальные 7 календарных дней за работу во вредных и опасных условиях труда;
  • если коллективный договор медучреждения или отраслевые акты гарантируют таким сотрудникам свыше 7 дней дополнительного отпуска, то по желанию сотрудника часть, превышающая гарантированную, может быть заменена денежной компенсацией;
  • возможность замены частями дней отпуска предоставлением денежной компенсации должна быть прямо оговорена в локальных актах больницы или отраслевом соглашении;
  • работник должен выразить свое желание на замену дополнительного отпуска деньгами, его согласие оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору.

Как рассчитать доплату при повременной оплате труда

Компенсировать сверхурочную работу можно двумя способами: оплатить в повышенном размере или предоставить дополнительное время отдыха. Как рассчитать доплату при повременной оплате труда , рассказывает специалист Системы Экономика ЛПУ.

Учет компенсационных выплат при дежурстве на дому

Оплата труда медицинских работников состоит из оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. С учетом всех этих выплат осуществляется и оплата дежурств врача на дому.

Под домашним дежурством понимается пребывание врача больницы дома в ожидании вызова в медицинское учреждение или к пациенту для оказания ему неотложной или экстренной медицинской помощи. В отношении таких сотрудников обычно устанавливается особые режим работы и учета рабочего времени.

В соответствии с Распоряжением Правительства № 2190-р, мероприятиям по совершенствованию системы стимулирующих доплат медработникам проводятся с целью взаимосвязи размера оплаты с конкретными итогами их работы. В первую очередь, учитывается качество оказанных медицинских услуг, исходя, из чего применяются те или иные стимулирующие выплаты.

Премия сама по себе является одним из видов стимулирующих доплат медицинским работников, поэтому в медицинском учреждении должны быть установлены конкретные условия ее получения.

Конкретный перечень дисциплинарных наказания содержится в ст. 192 ТК РФ, однако, такая мера как депремирование (лишение премии) в действующей редакции кодекса не содержится.

Об этом говорит и судебная практика. Суды однозначно толкуют применение депремирования по отношению к любому сотруднику работодателя как необоснованная и не подлежащая применения санкция, которая действующим законодательством признается незаконной.

Что изменится в работе экономиста медорганизации в 2019 году

Нормы труда для стимулирующих выплат

При установлении стимулирующих выплат медработникам используются определенные нормы труда, однако, не все из них целесообразно использовать в качестве критериев для доплаты.

В частности, неприменимы трудовые нормы, которые прямо не предусмотрены для целей назначения стимулирующих выплат и никаким образом не отражают результаты профессиональной деятельности медработника и качество оказанных им медицинских услуг.

Это связано с положениями распоряжения Правительства РФ № 2190-р от 26.11.2012 года, в котором сказано, что все стимулирующие доплаты сотрудников зависят о качества их труда и достигнутых профессиональных результатов, а конкретные показатели и критерии их деятельности должны быть отражены в трудовом контракте сотрудника на основании разработанной СОТ.

Оплата труда медицинских работников в любом случае имеет основу - должностной оклад, который указал в трудовых договорах. Именно по отношению к размеру оклада применяются другие обязательные выплаты - компенсационные. Порядок их начисления должен быть прописан в локальных актах больницы.

Начисление же стимулирующих выплат зависит от установленных в больнице показателей качества и объема выполненной работы, а также от других условий, описанных в положении об оплате труда.

Именно из этих составных частей складывается современная дифференцированная СОТ.

Таким образом, конечный заработок напрямую зависит от качества, сложности и объема его работы, т.е. от качества оказанных населению медицинских услуг.

Для того, чтобы по такой системе рассчитывать стимулирующую часть заработка, необходимо следовать следующему порядку:

  • определить, сколько баллов заработал каждый врач за отчетный период;
  • суммировать все баллы, заработанные сотрудниками отделения;
  • определить часть фонда оплаты труда, которая приходится на стимулирующие выплаты сотрудникам отделения;
  • рассчитать стоимость одного балла;
  • высчитать стимулирующую часть оплаты сотрудника, исходя из стоимости и суммы набранных баллов.

Исходя из этого, фонд оплаты труда медицинского работника представляет собой сумму всех выплат, причитающихся работнику за отработанный месяц, включая стимулирующие выплаты, премии, а также иные регулярные выплаты.

Рассчитывается оплата исходя из тарификационных списков больницы, а также ее утвержденного штатного расписания.

И зменения в системе оплаты труда работников государственных учреждений, в т. ч. учреждений здравоохранения, начались семь лет назад (1 декабря 2008 г.) с признания утратившими силу следующих нормативных актов:

  • постановления Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (в связи с изданием постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов…»);
  • приказа Минздрава России от 15.10.1999 № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» (в связи с изданием приказа Минздравсоцразвития России от 28.10.2008 № 598н «О признании утратившими силу некоторых актов…»).

В дальнейшем в связи с переходом на новую систему оплаты труда было принято множество нормативных актов, регулирующих различные аспекты формирования заработной платы работников и руководителей государственных учреждений. Необходимо обратить внимание на то, что большая часть работы по совершенствованию системы оплаты труда была передана для регулирования субъектам РФ и соответствующим государственным органам управления по видам экономической деятельности.

Основополагающие документы, регулирующие оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений

Основополагающими в части регулирования оплаты труда, несомненно, являются нормы ТК РФ. Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Соответствующий порядок определен постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (вместе с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений).

Ведомственные приказы в сфере здравоохранения

В сфере здравоохранения следует руководствоваться ведомственными приказами: приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 № 425н «Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений» и приказом Минздрава России от 31.10.2014 № 696н «Об утверждении Положения об оплате труда работников федеральных казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, по виду экономической деятельности „Здравоохранение и предоставление социальных услуг“».

В государственных учреждениях субъектов РФ системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ.

Соответствующий порядок установлен распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р <Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы>, приказом Минтруда России от 26.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» (далее - приказ № 167н).

Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Профессиональные квалификационные группы - это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. На этот счет существует приказ Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам».

Приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 526 утверждены профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников, а приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2008 № 149н - профессиональные квалификационные группы должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Приказом Минздравсоцразвития России от 27.08.2008 № 450н утверждены Методические рекомендации по разработке федеральными государственными органами условий оплаты труда для работающих в них и в их территориальных органах работников.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в т. ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются локальными нормативными актами.

Также хотелось бы обратить внимание на ряд дополнительных действующих нормативных актов, применяющихся при оценке эффективности работы конкретных сотрудников:

  • приказ Минздравсоцразвития России от 11.05.2007 № 325 «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача общей практики (семейного врача)»;
  • приказ Минздравсоцразвития России от 19.04.2007 № 282 «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового»;
  • приказ Минздравсоцразвития России от 11.05.2007 № 326 «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности медицинской сестры врача общей практики (семейного врача)».

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Для федеральных государственных учреждений применяются следующие приказы:

1) приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях»;

2) приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях»;

3) приказ Минздрава России от 11.07.2013 № 451 «О целевых показателях эффективности деятельности федеральных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, и критериях оценки эффективности и результативности деятельности их руководителей, условиях премирования руководителей федеральных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации»;

4) приказ Минздравсоцразвития России от 18.05.2011 № 404н «Об утверждении перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Для региональных учреждений действуют:

1) приказ Минздрава России от 28.06.2013 № 421 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников» (далее - приказ № 421);

2) приказ Минтруда России от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях».

Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 72 Закона об охране здоровья, медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ. В частности, у них есть право на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также с конкретными результатами деятельности.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Так, решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014 (протокол № 11) утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год (далее - Единые рекомендации - 2015).

Обратим внимание на основополагающие моменты:

  • размеры и условия оплаты труда, установленные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, не должны ухудшать размеры и условия, установленные ТК РФ, законами и иными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • зарплата должна зависеть от квалификации сотрудника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда;
  • максимальный размер зарплаты не должен быть ограничен;
  • нормы труда для работников можно пересматривать по мере совершенствования или внедрения новой техники, новых технологий, при проведении мероприятий по повышению эффективности труда.

Особенно следует остановиться на пп. 26–27 Единых рекомендаций - 2015. Согласно п. 26 должностные оклады заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров рекомендуется устанавливать на 10–30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений. Предельное соотношение заработной платы заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров предлагается устанавливать путем определения соотношения средней заработной платы заместителей руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера), формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.

В п. 27 указывается, что выплаты компенсационного характера устанавливаются заместителям руководителей и главным бухгалтерам учреждений в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.

Выплаты стимулирующего характера заместителям руководителей учреждений рекомендуется устанавливать с учетом целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых руководителям учреждений.

Другое важное положение содержится в подп. «в» п. 39 Единых рекомендаций - 2015: «В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях рекомендуется провести работу по совершенствованию систем оплаты труда медицинских работников, направленных на внедрение новых подходов к оплате труда работников, сбалансировав структуру заработной платы работников таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями 55–60% заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30% структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, за квалификационную категорию, 10–15% структуры заработной платы составляли выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда медицинских работников.

Механизм формирования заработной платы работников учреждений здравоохранения

Поскольку детально останавливаться на приведенных нами нормативных актах и проводить их подробный анализ целесообразно лишь на уровне конкретных учреждений здравоохранения с учетом действующих нормативных актов субъектов РФ, далее в таблице кратко рассмотрим, каким образом формируется заработная плата работников учреждений здравоохранения.

Оплата труда - составляющие
Должностной оклад = базовый оклад x повышающий коэффициент по квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы Компенсационные выплаты: а) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; б) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями: - районный коэффициент; - коэффициент за работу в пустынных и безводных местностях; - коэффициент за работу в высокогорных районах; - надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; Стимулирующие выплаты: а) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы: - надбавка за интенсивность труда; - премия за высокие результаты работы; - премия за выполнение особо важных и ответственных работ; б) выплаты за качество выполняемых работ: - надбавка за наличие квалификационной категории; - премия за образцовое выполнение государственного (муниципального) задания;
в) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: - доплата за совмещение профессий (должностей); - доплата за расширение зон обслуживания; - доплата за увеличение объема работы; - доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором; - доплата за выполнение работ различной квалификации; - доплата за работу в ночное время; г) надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами в) выплаты за стаж работы, выслугу лет: - надбавка за выслугу лет; - надбавка за стаж непрерывной работы; - надбавка за стаж работы; г) премиальные выплаты по итогам работы: - премия по итогам работы за месяц; - премия по итогам работы за квартал; - премия по итогам работы за год

Перечень компенсационных и стимулирующих выплат приведен согласно письму Минздрава России от 04.09.2014 № 16–3/10/2–6752 «О совершенствовании региональных и муниципальных систем оплаты труда медицинских работников».

В письме сказано, что при отнесении в системах оплаты труда выплат к выплатам компенсационного характера и выплатам стимулирующего характера следует руководствоваться п. 11 Рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (утв. приказом № 167н).

Выплаты стимулирующего характера начисляются с учетом показателей эффективности деятельности учреждений, их руководителей и работников, которые устанавливаются с учетом положений приказа №  421.

Критерии, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений устанавливаются локальными нормативными актами учреждений, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами.

Документы, принимаемые на региональном уровне (на примере г. Москвы)

В процессе перехода на новую систему оплаты труда в рамках применения указанных выше нормативных актов на региональном уровне принимаются документы, непосредственно регламентирующие новую систему оплаты труда в учреждениях по видам экономической деятельности. В качестве примера рассмотрим правовое регулирование оплаты труда работников в учреждениях здравоохранения г. Москвы. Порядок формирования заработной платы для всех учреждений города определен следующими нормативными актами:

  • постановлением правительства Москвы от 28.05.2012 № 241-ПП «О мероприятиях по переходу медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы на систему оплаты труда, отличную от тарифной системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» (далее - постановление № 241-ПП);
  • приказом департамента здравоохранения г. Москвы от 09.06.2012 №  531 «О мероприятиях по переходу медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы на систему оплаты труда, отличную от тарифной системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» (далее - приказ № 531);
  • постановлением правительства Москвы от 24.10.2014 № 619-ПП «О новых системах оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» (далее - постановление № 619-ПП);
  • приказом департамента здравоохранения г. Москвы от 31.12.2014 №  1139 «О мероприятиях по переходу на новую систему оплаты труда работников учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения города Москвы».

Обращаем внимание на то, что постановления правительства Москвы от 19.07.2005 № 523-ПП и от 28.12.2010 № 1088-ПП утратили силу с 1 марта 2015 г. в связи с принятием постановления правительства Москвы от 29.10.2014 № 640-ПП.

Действие постановления № 619-ПП в части введения новой системы оплаты труда работников в срок до 1 марта 2015 г. согласно п. 7.2 этого постановления не распространяется на государственные учреждения г. Москвы, осуществившие введение систем оплаты труда в соответствии с постановлением № 241-ПП.

Хотелось бы обратить внимание на нестыковку ряда положений постановления № 619-ПП и приказа № 531. Например, в п. 10 Положения о новых системах оплаты труда работников (утв. постановлением №   619-ПП) установлено, что размер должностного оклада заместителей руководителя учреждения и главного бухгалтера устанавливается на 10–30% ниже размера должностного оклада руководителя учреждения (п. 10).

Та же норма содержится в п. 4.5 приказа № 531. Однако постановлением в п. 11 введена дополнительная зависимость размера оплаты труда заместителей не только от должностного оклада руководителя, но и от размера его средней заработной платы: предельный уровень средней заработной платы заместителей руководителя государственного казенного и государственного бюджетного учреждений устанавливается руководителем на 10–30% ниже предельного уровня средней заработной платы руководителя.

Считаем, что исходя из юридической силы сравниваемых нормативных актов надлежит руководствоваться постановлением № 619-ПП, при этом учреждениям необходимо дополнить соответствующий раздел Положения об оплате труда указанной нормой. Если на практике средняя зарплата заместителей выходит за рамки 10-30-процентного снижения относительно средней зарплаты руководителя, при этом должностной оклад на 10–30% ниже размера оклада руководителя, следует пересмотреть размер и условия начисления компенсационных и стимулирующих выплат заместителям.

В настоящее время большинство учреждений здравоохранения г. Москвы применяют приказ № 531, принятый во исполнение постановления № 241-ПП. В самом постановлении № 241-ПП не содержится конкретных положений о порядке исчисления оплаты труда. С другой стороны, вступает в силу постановление № 619-ПП, которое содержит ряд конкретных норм о новой системе оплаты труда. В целом это постановление перекликается с уже используемой системой оплаты труда, за исключением введенной зависимости размера средней зарплаты заместителей от средней зарплаты руководителя. На первый взгляд это кажется несущественным. Однако на практике может получиться, что средняя заработная плата заместителя, имеющего оклад на 10–30% ниже оклада руководителя, по итогам года с учетом начисленных стимулирующих выплат будет ниже заработной платы руководителя всего на 3–5%. А в организациях с вредными условиями труда с учетом начисленных компенсационных выплат она может оказаться даже выше.

Итак, с практической точки зрения новая система оплаты труда сложна в применении и слабо доступна пониманию рядового персонала. Однако при грамотном подходе и детальной проработке она дает администрации организации возможность более полно и адекватно оценить качество работы каждого сотрудника.