Кто подчиняется главному бухгалтеру, какие у него права и обязанности. Кому подчиняется главный бухгалтер Кому непосредственно подчиняется главный бухгалтер

Бухгалтерия ? это самостоятельное структурное подразделение хозяйствующего субъекта, состоящее из различных звеньев, которые выполняют определенные учетные функции по обеспечению экономической деятельности предприятий, организаций и учреждений. Ее возглавляет главный бухгалтер, который имеет в подчинении бухгалтерских и счетных работников. Штатная численность бухгалтерии определяется в зависимости от размеров предприятия, объемов изготавливаемой продукции и уровня автоматизации учета.

В бухгалтерии предприятия можно выделить следующие отделы:

1) расчетный отдел;

2) материальный отдел;

3) производственно-калькуляционный отдел;

4) общий отдел.

Можно выделить 4 основных типа организации бухгалтерий :

1) линейная (иерархическая) ? все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру;

2) линейно-штабная (по вертикали) ? создаются промежуточные звенья управления (группы, отделы, секторы), возглавляемые старшими бухгалтерами;

3) функциональная ? распределение труда между работниками и выполнение каждым из них однородных операций;

4) комбинированная ? применяется на крупных предприятиях и в производственных объединениях.

Центральной фигурой в бухгалтерской деятельности является главный бухгалтер . Его статус закрепляется в ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете». Должностные обязанности и требования, предъявляемые к главному бухгалтеру закреплены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37).

В соответствии с эттим нормативным актом главный бухгалтер организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета организации в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о ее финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении. Главный бухгалтер также формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности организации, позволяющую своевременно получать информацию для планирования, анализа, контроля, оценки финансового положения и результатов деятельности организации.

Согласно положениям рассматриваемого нормативного акта главный бухгалтер возглавляет работу :

1) по подготовке и утверждению рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, форм внутренней бухгалтерской отчетности;

2) по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, составления и оценки;

3) по организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдением порядка документооборота, технологии обработки учетной информации и ее защиты от несанкционированного доступа.

Главный бухгалтер также руководит формированием информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета, обеспечивает предоставление необходимой бухгалтерской информации внутренним и внешним пользователям и работниками бухгалтерии.

Главный бухгалтер предприятия организует работу :

1) по повышению квалификации работников бухгалтерии;

2) по постановке и ведению бухгалтерского учета организации;

3) по ведению регистров бухгалтерского учета на основе применения современных информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, исполнению смет расходов, учету имущества, обязательств, основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств, финансовых, расчетных и кредитных операций, издержек производства и обращения, продажи продукции, выполнения работ (услуг), финансовых результатов деятельности организации.

Главный бухгалтер предприятия обеспечивает :

1) своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств;

2) контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов;

3) своевременное перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в кредитные организации, средств на финансирование капитальных вложений, погашение задолженностей по ссудам; контроль за расходованием фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников, проведением инвентаризаций, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, а также проведением документальных ревизий в подразделениях организации;

4) составление отчета об исполнении бюджетов денежных средств и смет расходов, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы;

5) сохранность бухгалтерских документов и сдачу их в установленном порядке в архив.

Главный бухгалтер предприятия также оказывает методическую помощь руководителям подразделений и другим работникам организации по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и анализа хозяйственной деятельности.

Требования к знаниям главного бухгалтера предприятия также содержатся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих. Так, согласно названному нормативному акту, главный бухгалтер должен знать :

Законодательство о бухгалтерском учете;

Основы гражданского права;

Финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство;

Нормативные и методические документы по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, хозяйственно-финансовой деятельности организации;

Положения и инструкции по организации бухгалтерского учета, правила его ведения;

Кодексы этики профессионального бухгалтера и корпоративного управления;

Профиль, специализацию и структуру организации, стратегию и перспективы ее развития;

Налоговый, статистический и управленческий учет;

Порядок оформления бухгалтерских операций и организацию документооборота по участкам учета, списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, проведения аудиторских проверок; формы и порядок финансовых расчетов;

Условия налогообложения юридических и физических лиц;

Правила проведения инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей, расчета с дебиторами и кредиторами, проведения проверок и документальных ревизий;

Порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности;

Современные справочные и информационные системы в сфере бухгалтерского учета и управления финансами;

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности организации;

Правила хранения бухгалтерских документов и защиты информации;

Передовой отечественный и зарубежный опыт организации бухгалтерского учета;

Экономику, организацию производства, труда и управления;

Основы технологии производства;

Законодательство о труде;

Правила по охране труда.

Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Он подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 1, 2 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Согласно п. 3 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера должны выполнять все работники организации. Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются действительными с момента подписания их главным бухгалтером. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций (п. 4 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Обязанности главного бухгалтера также сформулированы в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих.

Подборка наиболее важных документов по запросу Кому подчиняется главный бухгалтер (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы : Кому подчиняется главный бухгалтер


Исходя из материалов дела Бровина М.Н. лично выполняла возложенные на нее обязанности, без привлечения третьих лиц. В соответствии с калькуляциями стоимости услуг, которые являются приложениями к договорам, на Бровину М.Н. возложены обязанности главного бухгалтера, в том числе контроль участка отдела бухгалтерии. Бровина М.Н. выполняла возложенные на нее обязанности с соблюдением правил внутреннего трудового распорядка. Представленные в материалы дела документы подтверждают факт возложения на Бровину М.Н. обязанностей путем издания Обществом распорядительных документов, предоставления права подписи, пользования денежными средствами, что свидетельствует об участии Бровиной М.Н. в производственной деятельности Общества, подчинении должностным лицам (руководителям) и, следовательно, о трудовом характере отношений между Обществом и Бровиной М.Н.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: ...В штат структурного подразделения бюджетного учреждения на должность бухгалтера принят близкий родственник главного бухгалтера учреждения. Начальник бухгалтерии структурного подразделения находится в подчинении главного бухгалтера учреждения. Имеется ли конфликт интересов в данной ситуации?
(Консультация эксперта, 2017) Вопрос: Федеральное бюджетное учреждение, созданное для выполнения задач, поставленных перед федеральным государственным органом, имеет ряд структурных подразделений. В штат структурного подразделения учреждения на должность бухгалтера принят близкий родственник главного бухгалтера учреждения. Структурное подразделение имеет отдельное штатное расписание. При этом начальник бухгалтерии структурного подразделения находится в подчинении главного бухгалтера учреждения. Имеется ли в рассматриваемой ситуации конфликт интересов?

Полагаем, никто не будет спорить с тем, что главный бухгалтер - одна из ключевых должностей в компании. Сотрудник, занимающий такую должность, отвечает за правильное и своевременное движение денежных потоков, составление отчетности, исчисление и уплату налогов, поддержание финансовой дисциплины. С 1 января 2013 г. действует Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», изменивший статус главного бухгалтера организации. Мы расскажем специалистам кадровых служб об этих нововведениях, а также о том, требуется ли сейчас вносить какие-либо изменения в кадровые и иные документы.

Из этой статьи вы узнаете:

  • нововведения, которые затрагивают непосредственно главных бухгалтеров
  • несет ли главный бухгалтер ответственность за действия, совершаемые организацией
  • кто несет ответственность за нарушение сроков сдачи бухгалтерской отчетности
  • на кого возложена ответственность за формирование учетной политики

Принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, относится к ведению федеральных органов государственной власти (абз. 14 ч. 1 ст. 6 ТК РФ). В настоящее время в отношении должности главного бухгалтера к таким законам относится, прежде всего, Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «о бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухучете).

В ранее действовавшем Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 129-ФЗ) главному бухгалтеру была посвящена отдельная статья 7. В Законе о бухучете в настоящее время такой статьи нет, а правовой статус главного бухгалтера представлен в ст. 7 «Организация ведения бухгалтерского учета». При этом нормы указанных Законов, касающиеся главного бухгалтера, принципиально различаются (табл. ).

Все нововведения, касающиеся непосредственно главных бухгалтеров, делятся на следующие направления.

1. Отсутствие норм о назначении на должность, освобождении от должности, о прямой подчиненности руководителю организации, обязательности требований главного бухгалтера по документам для всех работников, а также о его ответственности;

2. Введение одноуровневой подписи - только руководителя организации, подпись главного бухгалтера на первичных учетных документах и бухгалтерской отчетности не требуется (ст. 9, ч. 8 ст. 13 Закона о бухучете);

3. Перераспределение ответственности между руководителем организации и главным бухгалтером (ч. 8 ст. 7, ч. 2 и 8 ст. 13 Закона о бухучете);

4. Детализация процедуры разрешения разногласий между руководителем и главным бухгалтером (ч. 8 ст. 7 Закона о бухучете);

5. Введение специальных квалификационных требований к главным бухгалтерам общественно значимых компаний, акции которых котируются на международном рынке (ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете);

6. Отсутствие требования наличия квалификационного аттестата профессионального бухгалтера;

7. Ограничения в ведении бухучета лично руководителем организации. Далее рассмотрим, как эти нововведения отражаются на организации работы у конкретных работодателей.

ИЗМЕНЕНИЕ 1. ОТСУТСТВИЕ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ

Законом № 129-ФЗ (ст. 7) были прямо установлены подчиненность, полномочия, обязанности и ответственность главного бухгалтера, обязательность его требований по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений для всех работников организации. Закон о бухучете аналогичные нормы уже не содержит.

Сравнение норм о статусе главного бухгалтера Закона о бухучете и Закона № 129-ФЗ

Критерии Закон о бухучёте Закон № 129-ФЗ
Назначение на должность Не установлено Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от неё руководителем организации (п. 1 ст. 7)
Подчинённость по должности Не установлена Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации (п. 2 ст. 7)
Ответственность Не установлена Главный бухгалтер несёт ответственность за формирование учётной политики, ведение бухгалтерского учёта, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчётности (п. 2 ст. 7)
Обязательность требований для всех работников Не установлена Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации (абз. 2 п. 3 ст. 7)
Контрольные функции Не установлены Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль движения имущества и выполнения обязательств (абз. 1 п. 3 ст. 7)
Подпись Нет Без подписи главного бухгалтера денежные и расчётные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительным и не должны приниматься к исполнению (абз. 3 п. 3 ст. 7)
Нет Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными на то лицами (абз. 2 п. 3 ст. 9)
Бухгалтерская отчётность считается составленной после её подписания на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (ч. 8 ст. 13) Бухгалтерская отчётность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации (п. 5 ст. 13)
Урегулирование разногласий При разногласиях:
  • данные в первичном учётном документе принимаются (не принимаются) главным бухгалтером к регистрации и накоплению в регистрах бухучёта по письменному распоряжению руководителя, который единолично несёт ответственность за созданную в результате этого информацию;
  • объект бухучёта отражается (не отражается) главным бухгалтером в бухгалтерской отчётности на основании письменного распоряжения руководителя, который единолично несёт ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчётную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчётный период (п. 8 ст. 7)
При разногласиях документы по отдельным хозяйственным операциям могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несёт всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций (п. 4 ст. 7)
Квалификационные требования

Установлены ч. 4 ст. 7 только для:

  • ОАО (за исключением кредитных организаций);
  • страховых организаций;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • акционерных инвестиционных фондов;
  • управляющих компаний паевых инвестиционных фондов;
  • иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на на торгах фондовых бирж, и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций);
  • органов управления государственных внебюджетных фондов;
  • органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов.

Главбух кредитной организации должен отвечать требованиям, установленным ЦБ РФ (ч. 7 ст. 7). Установленные требования не применяются в отношении лиц, на которых на день вступления в силу Закона о бухучёте возложено ведение бухучёта (ч. 2 ст. 30).
Для остальных организаций требования к квалификации Законом о бухучёте не установлены

Не установлены

Теперь все эти вопросы должны регулироваться по общим правилам трудового законодательства и согласно локальным нормативным актам работодателя (должностным инструкциям, положению об организационной структуре организации и взаимодействии ее структурных подразделений, положению о бухгалтерии, положению о документообороте, графику документооборота и др.).

В пункте 2 ст. 7 Закона № 129-ФЗ было указано, что главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации. В нашей компании есть еще и должность финансового директора, и долгое время между сотрудником, занимающим эту должность, и главбухом был конфликт. Финдиректор постоянно требовал изменить структуру подчинения, а главбух ссылался на требования закона и выполнял указания только генерального директора. В итоге в конфликтных ситуациях финансовые проблемы решались у нас месяцами, да и не столько решались, сколько вся компания наблюдала за препирательством топ- менеджеров. С вступлением в силу нового Закона о бухучете вздохнули с облегчением, так как теперь имеем возможность урегулировать вопрос о подчинении главного бухгалтера самостоятельно. Подскажите, пожалуйста, как это сделать правильно?

Действительно, раньше главный бухгалтер подчинялся непосредственно руководителю организации, и в этих условиях во многих организациях возникали трения по поводу взаимоотношений финансового директора и главного бухгалтера в структуре подчинения. в условиях действия нового Закона о бухучете работодатель вправе самостоятельно решить вопрос подчинения главбуха.

Так, если главный бухгалтер возглавляет бухгалтерию, которая по функциональной структуре входит в состав финансового блока, можно:

  • (или) предусмотреть его подчинение непосредственно финансовому директору ;
  • (или) описать процедуры согласования решений, полномочия и ответственность главного бухгалтера в локальном нормативном акте при традиционном его подчинении напрямую генеральному директору;
  • (или) предусмотреть, что главный бухгалтер подчиняется:
    • генеральному директору - по вопросам, отнесенным к его компетенции в сфере бухгалтерского учета, т. е. следует только его распоряжениям и указаниям;
    • финансовому директору - по всем иным вопросам, отнесенным к компетенции финансового директора.

Выбранный вариант необходимо отразить, например, в следующих документах:

  • Положении об организационной структуре организации и взаимодействии ее структурных подразделений;
  • Положении о бухгалтерии;
  • Положении о финансовом департаменте;
  • Должностной инструкции главного бухгалтера.?

Это необходимо еще и для того, чтобы к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности был привлечен тот работник, кто действительно виновен в нарушении законодательства.

Обратите внимание: вопросы подчиненности по должности не являются изменением ни трудовой функции, ни каких-либо других условий трудового договора, а значит, письменное согласие главного бухгалтера для вступления их в силу не требуется.

Руководитель компании дал задание всем подразделениям провести совместную работу и выяснить, по каким производственным вопросам какие структурные подразделения и с кем взаимодействуют, чтобы все основные правила коммуникации прописать в Положении о структуре организации. Курирует эту работу служба персонала. Самые «больные» вопросы - это вопросы взаимодействия с бухгалтерией всех подразделений. Нет ни одного отдела, который ежемесячно не готовил бы какую-либо документацию для бухгалтерии. Как следует прописать такие обязанности в Положении?

Ранее обязательность для всех работников организации требований главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений была закреплена на законодательном уровне (абз. 2 п. 3 ст. 7 Закона № 129-ФЗ). В настоящее время в законе подобных требований не содержится, но их желательно закрепить в локальном документе, например в графике документооборота, который должен быть рациональным и удобным как для бухгалтерии, так и для всех остальных подразделений, и описывать весь путь прохождения каждого конкретного документа (от момента его оформления, контроля составления, утверждения (подписания) до передачи документа соответствующим подразделениям и последующего хранения, с указанием исполнителей, подразделений, количества экземпляров, сроков оформления и передачи в бухгалтерию, а также сроков хранения).

Фактически главный бухгалтер в настоящее время не несет ответственности ни за какие действия, совершенные организацией. Вместе с тем он, как и раньше, несет дисциплинарную ответственность на общих основаниях с другими работниками. То есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работодатель может вынести главному бухгалтеру замечание, объявить выговор или даже уволить (ст. 192 и 193 ТК РФ). Кроме того, главный бухгалтер, как и любой другой работник (в зависимости от совершенного деяния, наличия его вины, соблюдения сроков давности привлечения к ответственности) может быть привлечен к материальной, административной и даже уголовной ответственности (ст. 241, ч. 2 ст. 243 ТК РФ, п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52, ст. 2.4 КоАП РФ, п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18, ст. 199 и 199.1 УК РФ, п. 7, 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64).?

ИЗМЕНЕНИЕ 2. ВВЕДЕНИЕ ОДНОУРОВНЕВОЙ ПОДПИСИ

В первичных учетных документах и в бухгалтерской отчетности подпись главного бухгалтера теперь не обязательна. вместо двухуровневой подписи, предусмотренной Законом № 129-ФЗ, Закон о бухучете ввел одноуровневую подпись - только руководителя организации. Главному бухгалтеру теперь остается лишь визирование финансовых документов и отчетности, причем только в том случае, если порядок визирования работодатель установит в локальном нормативном акте.

В настоящее время вносим изменения в должностную инструкцию главного бухгалтера. «Споткнулись» на его полномочиях. Например, право подписи документов. Как известно, в настоящее время на финансовой документации достаточно одной подписи - руководителя организации. Но как же быть с требованиями о двухуровневой подписи, содержащимися в нормативных документах по бухучету, которые официально не отменены?

В новом Законе о бухучете отсутствуют положения о необходимости подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах, документах, подтверждающих финансовые и кредитные обязательства, а также на документах, которыми оформляются операции с денежными средствами, как это было предусмотрено ранее в абз. 3 п. 3 ст. 7, абз. 2 п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.

В то же время в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о бухучете до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных этим Законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления Закона в силу. В числе таких документов, например, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н (далее - Положение о бухучете).

Абзацами 2 и 3 п. 14 Положения о бухучете предусмотрено, что документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (за исключением документов, подписываемых руководителем федерального органа исполнительной власти, особенности оформления которых определяются отдельными указаниями Минфина России). Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту. Таким образом, Положение о бухучете по существу повторяет и уточняет утратившие силу нормы Закона № 129-ФЗ.

Нормы подзаконных нормативных правовых актов, прямо корреспондирующие с утратившими силу положениями Закона № 129-ФЗ, Также утратили силу. Закон о бухучете устанавливает требования к первичным учетным документам, среди которых отсутствуют требования наличия подписи главного бухгалтера. Специальных требований для каких-либо отдельных видов первичных учетных документов в Законе не содержится.

Статья 30 Закона № 402-ФЗ говорит только о применении правил ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. При этом нормы абз. 3 п. 14 Положения о бухучете не содержат правил ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, а касаются вопросов действительности финансовых и кредитных обязательств и понятия таких обязательств.

Между тем данные вопросы регулируются гражданским законодательством РФ и не относятся к сфере регулирования бухгалтерского учета исходя из понятия бухгалтерского учета, данного в статье 1 Закона о бухучете. На этом основании нормы абз. 2, 3 п. 14 Положения о бухучете с 1 января 2013 г. не подлежат применению.

Вместе с тем после 31 декабря 2012 г. порядок подписания документов, которыми оформляются операции с денежными средствами, продолжает регулироваться нормативными правовыми актами, утвержденными уполномоченными органами на основании законодательства РФ, в частности Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории Российской Федерации, утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П, Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П. На этом основании подпись главного бухгалтера по-прежнему нужна на кассовых документах: в кассовой книге 0310004, на приходных кассовых ордерах 0310001, на расходных кассовых ордерах 0310002.

Согласно ч. 8 ст. 13 Закона о бухучете бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. В отличие от п. 5 ст. 13 Закона № 129-ФЗ подпись главного бухгалтера (должностного лица, ведущего бухгалтерский учет) на бухгалтерской отчетности теперь не нужна.

ИЗМЕНЕНИЕ 3. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

По Закону № 129-ФЗ (п. 2 ст. 7) главный бухгалтер нес ответственность за своевременность сдачи бухгалтерской отчетности, ее полноту и достоверность. Но даже тогда налоговые инспекторы пытались привлечь к ответственности за непредставление или несвоевременное представление бухгалтерской отчетности не главного бухгалтера, а руководителя организации, хотя оспорить это в суде было совсем не сложно (постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18, Волгоградского областного суда от 06.03.2012 № 7а-131/12).?

Кто в настоящее время несет ответственность за нарушение сроков сдачи бухгалтерской отчетности или ее неполное представление?

В Законе о бухучете нет четкого разграничения полномочий руководителя и главного бухгалтера применительно к составлению и представлению отчетности, в нем сказано только, что ее составляет экономический субъект, т. е. организация, а не конкретное должностное лицо (ч. 2 ст. 13).

При этом «общая ответственность» за бухгалтерский учет и отчетность не возложена ни на руководителя, ни на главбуха. в отношении руководителя сказано, что он организует ведение бухгалтерского учета (а не несет за него ответственность), единоличная же ответственность возлагается на него только при наличии разногласий с главным бухгалтером, т. е. закреплен закрытый список ситуаций (ч. 1 и 8 ст. 7 Закона о бухучете).

В настоящее время запланирована разработка предложений по внесению изменений в законодательство за нарушение сроков раскрытия бухгалтерской отчетности (п. 17 плана Минфина на 2012-2015 гг., утв. приказом Минфина от 30.11.2011 № 440). Поэтому до принятия таких изменений при выборе должностного лица для привлечения к административной ответственности за опоздание со сдачей отчетности или ее неполное представление (ч. 1 ст. 15.6 коАП РФ) налоговая инспекция «по привычке» может выбрать главного бухгалтера.

На кого возложена ответственность за формирование учетной политики?

По Закону № 129-ФЗ главный бухгалтер также нес ответственность за формирование учетной политики. в Законе о бухучете аналогичной нормы нет, в нем сказано опять же, что экономический субъект, а не конкретное должностное лицо самостоятельно формирует свою учетную политику , руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 2 ст. 8). Получается, что за формирование учетной политики, скорее всего, в случае налоговой проверки ответственность будет нести руководитель организации, который «в ответе за все».

Можно ли взыскать с главного бухгалтера уплаченные организацией налоговые и страховые штрафы и пени?

Взыскать с главного бухгалтера уплаченные организацией налоговые и страховые штрафы и пени нельзя, поскольку законным представителем организации и перед налоговой инспекцией, и перед внебюджетными фондами является руководитель организации (п. 1 ст. 27 НК РФ, подп. 1 п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «об обществах с ограниченной ответственностью», п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «об акционерных обществах», ч. 4 и 6 ст. 5.1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

ИЗМЕНЕНИЕ 4. УРЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ

Порядок урегулирования разногласий между руководителем и главным бухгалтером предусмотрен в ч. 8 ст. 7 Закона о бухучете.

Из указанной нормы следует, что для единоличной ответственности руководителя главному бухгалтеру нужно получить его письменное распоряжение на принятие к учету спорных данных первичных учетных документов или объектов бухгалтерского учета.

Обратите внимание! Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"» размещен 20.06.2012 на сайте Минфина России (www1.minfin.ru)

Речь идет о разногласиях между руководителем и главным бухгалтером по ведению бухгалтерского учета в отношении закрытого перечня ситуаций (ч. 8 ст. 7 Закона о бухучете):

  • данных, содержащихся в первичном учетном документе (принимаются или не принимаются);
  • объектов бухгалтерского учета (отражаются или не отражаются). Свои комментарии по поводу этих ситуаций главный бухгалтер излагает, как правило, в докладной записке (приложение 1 ).

В Законе о бухучете напрямую пока ничего не сказано о регистрации мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета (несуществующих объектов, отраженных в учете лишь для вида, в том числе неосуществленных затрат, несуществующих обязательств, мнимых сделок, не имевших место фактов хозяйственной жизни, а также несуществующих объектов, отраженных в учете вместо другого объекта с целью прикрыть его, притворных сделок).

Руководителем организации отдано устное распоряжение руководителя компании о принятии к исполнению мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета. Каков порядок действий главного бухгалтера в этой ситуации?

Полагаем, что в подобной ситуации главному бухгалтеру нужно оформить докладную записку о несогласии с такими действиями. Это освободит его от административной ответственности и снизит риски привлечения к уголовной ответственности за экономические преступления (ст. 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП РФ, ст. 199, 199.1 и 199.2 УК РФ).

В такой докладной записке следует:

1. Подробно описать распоряжение, поступившее от руководителя, об отражении в учете конкретных фактов хозяйственной жизни (указав наименования контрагентов, реквизиты договоров, первичных учетных документов, счетов-фактур), обратив внимание на устную форму такого распоряжения.

2. Проинформировать руководителя организации о негативных налоговых последствиях принятия к учету таких фактов хозяйственной жизни и высокой вероятности привлечения к ответственности (со ссылкой на нормы НК РФ, КоАП РФ, УК РФ, постановление ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, позицию Минфина России, ФНС России, арбитражную практику, полученную информацию с сервисов ФНС России по проверке добросовестности контрагента и т. д.).

3. Изложить:

  • (либо) предложение об отказе от проведения в учете сомнительных фактов хозяйственной жизни;
  • (либо) просьбу письменно подтвердить поступившее устное распоряжение.

При этом докладную записку нужно адресовать напрямую руководителю организации (ч. 8 ст. 7 Закона о бухучете) даже при наличии в организационной структуре компании финансовой службы, возглавляемой финансовым директором, в состав которой входит бухгалтерия, и утвержденного регламента согласования решений, полномочий и ответственности в системе внутреннего контроля или специального подразделения компании, в обязанности которого входит исчисление налогов и составление налоговых деклараций.

Сам по себе составленный документ не освободит от ответственности главного бухгалтера, нужно, чтобы руководителем было оформлено письменное распоряжение (ч. 8 ст. 7 Закона о бухучете):

  • (либо) в виде резолюции руководителя на докладной записке;
  • (либо) в форме отдельного письменного распоряжения, изданного на основе докладной записки.

Докладная с резолюцией руководителя или отдельное письменное распоряжение:

  • подтвердит письменное указание руководителя компании об исполнении спорных фактов хозяйственной жизни;
  • освободит главного бухгалтера от административной ответственности;
  • будет расценена как смягчающее обстоятельство при применении ответственности за экономические преступления.

ИЗМЕНЕНИЕ 5. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Впервые на законодательном уровне введены специальные квалификационные требования к лицам, на которых возложено ведение бухгалтерского учета в общественно значимых компаниях, акции которых котируются на международном рынке. Установление этих требований является дополнительной мерой защиты интересов потенциальных инвесторов общественно значимых компаний, в том числе зарубежных, поскольку Закон о бухучете ставит во главу угла оценку финансового состояния экономического субъекта.

Согласно ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

  • иметь высшее профессиональное образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Указанным требованиям также должны соответствовать физические лица, с которыми организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Юридические лица, оказывающие такие услуги, должны иметь не менее одного работника, отвечающего установленным требованиям (ч. 6 ст. 7 Закона о бухучете).

Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами (ч. 5 ст. 7 Закона о бухучете).

Как видим, установленные Законом о бухучете требования к главным бухгалтерам достаточно простые. При этом ответственность за их нарушение не установлена. Это связано с тем, что ответственность является предметом других отраслей законодательства и обращаться в этом случае нужно к другим законам. Помните только, что у всех общественно значимых компаний, акции которых котируются на международном рынке, есть надзорные органы, контролирующие соблюдение действующего законодательства и имеющие для этого соответствующие механизмы воздействия.

Указанные требования обязательно нужно учесть специалистам кадровых служб общественно значимых компаний при заполнении формы для размещения вакансии и составления анкет кандидатов (соискателей) на вакантную должность главного бухгалтера.

Я работаю в отделе кадров страховой организации. В соответствии с новым Законом о бухучете к лицам, на которых в нашей организации возложено ведение бухгалтерского учета, предъявляются определенные квалификационные требования. Однако главный бухгалтер не имеет требуемого стажа работы. Является ли это основанием для его увольнения?

Перечисленные требования не применяются в отношении лиц, на которых возложено ведение бухгалтерского учета на день вступления в силу Закона о бухучете (1 января 2013 г.). На это указано в ч. 2 ст. 30 Закона о бухучете. Фактически данной нормой закреплено конституционное право работника на неухудшение условий вследствие изменения законодательной базы. Следовательно, ранее заключенные трудовые договоры (как и договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета) в случае несоблюдения требований ч. 4 и 6 ст. 7 Закона о бухучете на этом основании расторгаться не могут.?

ИЗМЕНЕНИЕ 6. КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ АТТЕСТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУХГАЛТЕРА

В Законе о бухучете нет никаких упоминаний о необходимости профессиональной аттестации бухгалтеров как обязательном условии выполнения ими работы по должности главного бухгалтера любой компании.

Формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров было предложено в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утв. постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283. в рамках реализации этого Постановления было разработано Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров, одобренное Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности, протокол № 8 от 30.09.1998 (далее - Положение об аттестации).

В пункте 1.2 Положения об аттестации установлено, что аттестация профессиональных бухгалтеров подтверждает:

  • соответствие специалиста требованиям профессиональной компетенции (уровень специальной подготовки, приобретенных навыков и накопленного опыта в соответствующей сфере деятельности);
  • способность специалиста в случае необходимости организовать качественную работу соответствующих служб в организациях различных форм собственности и отраслевой принадлежности, а также самостоятельно консультировать по вопросам бухгалтерского учета;
  • готовность специалиста к соблюдению норм профессиональной этики.

Аттестованным профессиональным бухгалтерам вручается квалификационный аттестат (п. 1.3 Положения об аттестации).

Кстати сказать

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, содержит перечень квалификационных требований к должности главного бухгалтера любой организации - это высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет. При этом в п. 10 «Общие положения» Квалификационного справочника указано, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Квалификационный справочник не является нормативным правовым документом, он носит лишь рекомендательный характер для организаций различных отраслей экономики, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм (п. 2 постановления Минтруда России от 21.08.1998 № 37).

С 1 января 2013 г. указанные положения Квалификационного справочника в отношении должности главного бухгалтера общественно значимых компаний применять нельзя, поскольку они не соответствуют нормам ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете.

Кроме того, были изданы:

  • Положение об аттестации Ассоциированных членов Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, претендующих на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера, утв. решением президентского Совета института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (протокол № 12/-05 от 21.12.2005);
  • Положение об аттестации Ассоциированных членов института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, претендующих на получение квалификационного аттестата резерва профессионального бухгалтера, утв. решением президентского Совета института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (протокол № 12/-05 от 21.12.2005).

В настоящее время многие бухгалтеры сдали (и продолжают сдавать) квалификационные экзамены, являются (становятся) членами института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России), регулярно повышают уровень своей профессиональной подготовки.

Тем не менее наличие квалификационного аттестата профессионального бухгалтера так и не получило законодательно определенного статуса. Закон о бухучете не выдвигает таких требований к главным бухгалтерам ни общественно значимых, ни обычных компаний.

Полагаем, что при размещении вакансий и в анкетах соискателей на должность главного бухгалтера вы можете указывать, что наличие квалификационного аттестата профессионального бухгалтера приветствуется как дополнительный фактор оценки профессиональной подготовки специалиста. так же как приветствуется в таких случаях наличие дипломов программ сертификации бухгалтеров по международным стандартам - МСФО ДипиФр (DipIFR), CPA, ACCA, CMA и др.

ИЗМЕНЕНИЕ 7. РУКОВОДИТЕЛЬ И ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР - ОДНО ЛИЦО

Теперь возложить ведение бухгалтерского учета на себя может только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства, кроме кредитных организаций (ч. 3 ст. 7 Закона о бухучете). раньше вести бухучет лично могли руководители любых организаций (подп. «г» п. 2 ст. 6 Закона № 129-ФЗ).

Какие организации относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства?

Критерии отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской Федерации» и в постановлении Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Это, в частности, организации, у которых:

  • в 2011-2012 гг. не были превышены:
    • средняя численность работников - 100 и 250 человек соответственно;
  • годовая выручка - 400 млн руб. и 1 млрд руб. соответственно (без учета НДС);
    • не более 25% уставного капитала принадлежит компаниям, не являющимся малыми и средними предприятиями, государству, муниципалитетам и иностранным участникам.

В сети салонов красоты директор лично ведет бухгалтерский учет. Как это должно быть оформлено? Требуется ли вносить соответствующие записи в его трудовую книжку?

В случае если руководитель лично ведет бухгалтерский учет, это должно быть отражено в приказе об учетной политике организации (приложение 2 ), при этом введения в штатное расписание должности главного бухгалтера не требуется (письмо Роструда от 28.12.2006 № 2263-6-1).

В такой ситуации директор ведет бухгалтерский учет в рамках трудовой функции руководителя организации. Соответственно, сведения о выполнении такой дополнительной работы не нужно вносить в его трудовую книжку (ст. 66 ТК РФ, п. 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «о трудовых книжках»).

В небольшой сети спортивных клубов недавно уволился главный бухгалтер. Руководитель будет вести бухучет сам. Как это следует оформить? Не будет ли проблем со второй подписью?

Если в штатном расписании уже есть должность главного бухгалтера, то для оформления обязанностей руководителя организации по ведению бухучета можно оформить совместительство (заключить трудовой договор по должности главного бухгалтера, издать приказ о приеме на работу по совместительству) или совмещение должностей (заключить дополнительное соглашение и оформить приказ о совмещении должностей за доплату).

И в том, и в другом случае у организации не будет никаких проблем со второй подписью:

  • в банковской карточке с образцами подписей в поле «Первая подпись» будет стоять собственноручная подпись директора, а напротив поля «Вторая подпись» в полях «Фамилия, имя, отчество» и «Образец подписи» указывается, что лицо, наделенное правом второй подписи, отсутствует (п. 7.10 Инструкции Банка России от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»);
  • в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях вторая подпись главного бухгалтера не предусмотрена (ч. 8 ст. 13 Закона о бухучете);
  • на счетах-фактурах, подписываемых руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации (п. 6 ст. 169 НК РФ), директор будет расписываться дважды - в строке для подписи руководителя и в строке для подписи главного бухгалтера.

В заключение дадим одну общую рекомендацию, касающуюся любой ситуации, в которой руководитель и главный бухгалтер «совпадают». Чтобы у ваших деловых партнеров - покупателей, заказчиков, контрагентов не было проблем с вычетом налога на добавленную стоимость, заранее приготовьте для них заверенную копию приказа о возложении на руководителя организации обязанностей по ведению бухгалтерского учета (приложение 3 фрагмент )

Полагаем, никто не будет спорить с тем, что главный бухгалтер - одна из ключевых должностей в компании. Сотрудник, занимающий такую должность, отвечает за правильное и своевременное движение денежных потоков, составление отчетности, исчисление и уплату налогов, поддержание финансовой дисциплины. С 1 января 2013 г. действует Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», изменивший статус главного бухгалтера организации. Мы расскажем специалистам кадровых служб об этих нововведениях, а также о том, требуется ли сейчас вносить какие-либо изменения в кадровые и иные документы.

Принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, относится к ведению федеральных органов государственной власти (абз. 14 ч. 1 ст. 6 ТК РФ). В настоящее время в отношении должности главного бухгалтера к таким законам относится, прежде всего, Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «о бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухучете).

В ранее действовавшем Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 129-ФЗ) главному бухгалтеру была посвящена отдельная статья 7. В Законе о бухучете в настоящее время такой статьи нет, а правовой статус главного бухгалтера представлен в ст. 7 «Организация ведения бухгалтерского учета». При этом нормы указанных Законов, касающиеся главного бухгалтера, принципиально различаются (табл. ).

Все нововведения, касающиеся непосредственно главных бухгалтеров, делятся на следующие направления.

1. Отсутствие норм о назначении на должность, освобождении от должности, о прямой подчиненности руководителю организации, обязательности требований главного бухгалтера по документам для всех работников, а также о его ответственности;

2. Введение одноуровневой подписи - только руководителя организации, подпись главного бухгалтера на первичных учетных документах и бухгалтерской отчетности не требуется (ст. 9, ч. 8 ст. 13 Закона о бухучете);

3. Перераспределение ответственности между руководителем организации и главным бухгалтером (ч. 8 ст. 7, ч. 2 и 8 ст. 13 Закона о бухучете);

4. Детализация процедуры разрешения разногласий между руководителем и главным бухгалтером (ч. 8 ст. 7 Закона о бухучете);

5. Введение специальных квалификационных требований к главным бухгалтерам общественно значимых компаний, акции которых котируются на международном рынке (ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете);

6. Отсутствие требования наличия квалификационного аттестата профессионального бухгалтера;

7. Ограничения в ведении бухучета лично руководителем организации. Далее рассмотрим, как эти нововведения отражаются на организации работы у конкретных работодателей.

ИЗМЕНЕНИЕ 1. ОТСУТСТВИЕ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ

Законом № 129-ФЗ (ст. 7) были прямо установлены подчиненность, полномочия, обязанности и ответственность главного бухгалтера, обязательность его требований по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений для всех работников организации. Закон о бухучете аналогичные нормы уже не содержит.

Сравнение норм о статусе главного бухгалтера Закона о бухучете и Закона № 129-ФЗ

Теперь все эти вопросы должны регулироваться по общим правилам трудового законодательства и согласно локальным нормативным актам работодателя (должностным инструкциям, положению об организационной структуре организации и взаимодействии ее структурных подразделений, положению о бухгалтерии, положению о документообороте, графику документооборота и др.).

В пункте 2 ст. 7 Закона № 129-ФЗ было указано, что главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации. В нашей компании есть еще и должность финансового директора, и долгое время между сотрудником, занимающим эту должность, и главбухом был конфликт. Финдиректор постоянно требовал изменить структуру подчинения, а главбух ссылался на требования закона и выполнял указания только генерального директора. В итоге в конфликтных ситуациях финансовые проблемы решались у нас месяцами, да и не столько решались, сколько вся компания наблюдала за препирательством топ- менеджеров. С вступлением в силу нового Закона о бухучете вздохнули с облегчением, так как теперь имеем возможность урегулировать вопрос о подчинении главного бухгалтера самостоятельно. Подскажите, пожалуйста, как это сделать правильно?

Действительно, раньше главный бухгалтер подчинялся непосредственно руководителю организации, и в этих условиях во многих организациях возникали трения по поводу взаимоотношений финансового директора и главного бухгалтера в структуре подчинения. в условиях действия нового Закона о бухучете работодатель вправе самостоятельно решить вопрос подчинения главбуха.

Так, если главный бухгалтер возглавляет бухгалтерию, которая по функциональной структуре входит в состав финансового блока, можно:

  • (или) предусмотреть его подчинение непосредственно финансовому директору;
  • (или) описать процедуры согласования решений, полномочия и ответственность главного бухгалтера в локальном нормативном акте при традиционном его подчинении напрямую генеральному директору;
  • (или) предусмотреть, что главный бухгалтер подчиняется:
    • генеральному директору - по вопросам, отнесенным к его компетенции в сфере бухгалтерского учета, т. е. следует только его распоряжениям и указаниям;
    • финансовому директору - по всем иным вопросам, отнесенным к компетенции финансового директора.

Выбранный вариант необходимо отразить, например, в следующих документах:

  • Положении об организационной структуре организации и взаимодействии ее структурных подразделений;
  • Положении о бухгалтерии;
  • Положении о финансовом департаменте;
  • Должностной инструкции главного бухгалтера.?

Это необходимо еще и для того, чтобы к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности был привлечен тот работник, кто действительно виновен в нарушении законодательства.

Обратите внимание: вопросы подчиненности по должности не являются изменением ни трудовой функции, ни каких-либо других условий трудового договора, а значит, письменное согласие главного бухгалтера для вступления их в силу не требуется.

Руководитель компании дал задание всем подразделениям провести совместную работу и выяснить, по каким производственным вопросам какие структурные подразделения и с кем взаимодействуют, чтобы все основные правила коммуникации прописать в Положении о структуре организации. Курирует эту работу служба персонала. Самые «больные» вопросы - это вопросы взаимодействия с бухгалтерией всех подразделений. Нет ни одного отдела, который ежемесячно не готовил бы какую-либо документацию для бухгалтерии. Как следует прописать такие обязанности в Положении?

Ранее обязательность для всех работников организации требований главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений была закреплена на законодательном уровне (абз. 2 п. 3 ст. 7 Закона № 129-ФЗ). В настоящее время в законе подобных требований не содержится, но их желательно закрепить в локальном документе, например в графике документооборота, который должен быть рациональным и удобным как для бухгалтерии, так и для всех остальных подразделений, и описывать весь путь прохождения каждого конкретного документа (от момента его оформления, контроля составления, утверждения (подписания) до передачи документа соответствующим подразделениям и последующего хранения, с указанием исполнителей, подразделений, количества экземпляров, сроков оформления и передачи в бухгалтерию, а также сроков хранения).

Фактически главный бухгалтер в настоящее время не несет ответственности ни за какие действия, совершенные организацией. Вместе с тем он, как и раньше, несет дисциплинарную ответственность на общих основаниях с другими работниками. То есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работодатель может вынести главному бухгалтеру замечание, объявить выговор или даже уволить (ст. 192 и 193 ТК РФ). Кроме того, главный бухгалтер, как и любой другой работник (в зависимости от совершенного деяния, наличия его вины, соблюдения сроков давности привлечения к ответственности) может быть привлечен к материальной, административной и даже уголовной ответственности (ст. 241, ч. 2 ст. 243 ТК РФ, п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52, ст. 2.4 КоАП РФ, п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18, ст. 199 и 199.1 УК РФ, п. 7, 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64).?

ИЗМЕНЕНИЕ 2. ВВЕДЕНИЕ ОДНОУРОВНЕВОЙ ПОДПИСИ

В первичных учетных документах и в бухгалтерской отчетности подпись главного бухгалтера теперь не обязательна. вместо двухуровневой подписи, предусмотренной Законом № 129-ФЗ, Закон о бухучете ввел одноуровневую подпись - только руководителя организации. Главному бухгалтеру теперь остается лишь визирование финансовых документов и отчетности, причем только в том случае, если порядок визирования работодатель установит в локальном нормативном акте.

В настоящее время вносим изменения в должностную инструкцию главного бухгалтера. «Споткнулись» на его полномочиях. Например, право подписи документов. Как известно, в настоящее время на финансовой документации достаточно одной подписи - руководителя организации. Но как же быть с требованиями о двухуровневой подписи, содержащимися в нормативных документах по бухучету, которые официально не отменены?

В новом Законе о бухучете отсутствуют положения о необходимости подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах, документах, подтверждающих финансовые и кредитные обязательства, а также на документах, которыми оформляются операции с денежными средствами, как это было предусмотрено ранее в абз. 3 п. 3 ст. 7, абз. 2 п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.

В то же время в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о бухучете до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных этим Законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления Закона в силу. В числе таких документов, например, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н (далее - Положение о бухучете).

Абзацами 2 и 3 п. 14 Положения о бухучете предусмотрено, что документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (за исключением документов, подписываемых руководителем федерального органа исполнительной власти, особенности оформления которых определяются отдельными указаниями Минфина России). Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту. Таким образом, Положение о бухучете по существу повторяет и уточняет утратившие силу нормы Закона № 129-ФЗ.

Нормы подзаконных нормативных правовых актов, прямо корреспондирующие с утратившими силу положениями Закона № 129-ФЗ, Также утратили силу. Закон о бухучете устанавливает требования к первичным учетным документам, среди которых отсутствуют требования наличия подписи главного бухгалтера. Специальных требований для каких-либо отдельных видов первичных учетных документов в Законе не содержится.

Статья 30 Закона № 402-ФЗ говорит только о применении правил ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. При этом нормы абз. 3 п. 14 Положения о бухучете не содержат правил ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, а касаются вопросов действительности финансовых и кредитных обязательств и понятия таких обязательств.

Между тем данные вопросы регулируются гражданским законодательством РФ и не относятся к сфере регулирования бухгалтерского учета исходя из понятия бухгалтерского учета, данного в статье 1 Закона о бухучете. На этом основании нормы абз. 2, 3 п. 14 Положения о бухучете с 1 января 2013 г. не подлежат применению.

Вместе с тем после 31 декабря 2012 г. порядок подписания документов, которыми оформляются операции с денежными средствами, продолжает регулироваться нормативными правовыми актами, утвержденными уполномоченными органами на основании законодательства РФ, в частности Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории Российской Федерации, утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П, Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П. На этом основании подпись главного бухгалтера по-прежнему нужна на кассовых документах: в кассовой книге 0310004, на приходных кассовых ордерах 0310001, на расходных кассовых ордерах 0310002.

Согласно ч. 8 ст. 13 Закона о бухучете бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. В отличие от п. 5 ст. 13 Закона № 129-ФЗ подпись главного бухгалтера (должностного лица, ведущего бухгалтерский учет) на бухгалтерской отчетности теперь не нужна.

ИЗМЕНЕНИЕ 3. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

По Закону № 129-ФЗ (п. 2 ст. 7) главный бухгалтер нес ответственность за своевременность сдачи бухгалтерской отчетности, ее полноту и достоверность. Но даже тогда налоговые инспекторы пытались привлечь к ответственности за непредставление или несвоевременное представление бухгалтерской отчетности не главного бухгалтера, а руководителя организации, хотя оспорить это в суде было совсем не сложно (постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18, Волгоградского областного суда от 06.03.2012 № 7а-131/12).?

Кто в настоящее время несет ответственность за нарушение сроков сдачи бухгалтерской отчетности или ее неполное представление?

В Законе о бухучете нет четкого разграничения полномочий руководителя и главного бухгалтера применительно к составлению и представлению отчетности, в нем сказано только, что ее составляет экономический субъект, т. е. организация, а не конкретное должностное лицо (ч. 2 ст. 13).

При этом «общая ответственность» за бухгалтерский учет и отчетность не возложена ни на руководителя, ни на главбуха. в отношении руководителя сказано, что он организует ведение бухгалтерского учета (а не несет за него ответственность), единоличная же ответственность возлагается на него только при наличии разногласий с главным бухгалтером, т. е. закреплен закрытый список ситуаций (ч. 1 и 8 ст. 7 Закона о бухучете).

В настоящее время запланирована разработка предложений по внесению изменений в законодательство за нарушение сроков раскрытия бухгалтерской отчетности (п. 17 плана Минфина на 2012-2015 гг., утв. приказом Минфина от 30.11.2011 № 440). Поэтому до принятия таких изменений при выборе должностного лица для привлечения к административной ответственности за опоздание со сдачей отчетности или ее неполное представление (ч. 1 ст. 15.6 коАП РФ) налоговая инспекция «по привычке» может выбрать главного бухгалтера.

На кого возложена ответственность за формирование учетной политики?

По Закону № 129-ФЗ главный бухгалтер также нес ответственность за формирование учетной политики. в Законе о бухучете аналогичной нормы нет, в нем сказано опять же, что экономический субъект, а не конкретное должностное лицо самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 2 ст. 8). Получается, что за формирование учетной политики, скорее всего, в случае налоговой проверки ответственность будет нести руководитель организации, который «в ответе за все».

Можно ли взыскать с главного бухгалтера уплаченные организацией налоговые и страховые штрафы и пени?

Взыскать с главного бухгалтера уплаченные организацией налоговые и страховые штрафы и пени нельзя, поскольку законным представителем организации и перед налоговой инспекцией, и перед внебюджетными фондами является руководитель организации (п. 1 ст. 27 НК РФ, подп. 1 п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «об обществах с ограниченной ответственностью», п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «об акционерных обществах», ч. 4 и 6 ст. 5.1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

ИЗМЕНЕНИЕ 4. УРЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ

Порядок урегулирования разногласий между руководителем и главным бухгалтером предусмотрен в ч. 8 ст. 7 Закона о бухучете.

Из указанной нормы следует, что для единоличной ответственности руководителя главному бухгалтеру нужно получить его письменное распоряжение на принятие к учету спорных данных первичных учетных документов или объектов бухгалтерского учета.

Обратите внимание! Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"» размещен 20.06.2012 на сайте Минфина России (www1.minfin.ru)

Речь идет о разногласиях между руководителем и главным бухгалтером по ведению бухгалтерского учета в отношении закрытого перечня ситуаций (ч. 8 ст. 7 Закона о бухучете):

  • данных, содержащихся в первичном учетном документе (принимаются или не принимаются);
  • объектов бухгалтерского учета (отражаются или не отражаются). Свои комментарии по поводу этих ситуаций главный бухгалтер излагает, как правило, в докладной записке (приложение 1 ).

В Законе о бухучете напрямую пока ничего не сказано о регистрации мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета (несуществующих объектов, отраженных в учете лишь для вида, в том числе неосуществленных затрат, несуществующих обязательств, мнимых сделок, не имевших место фактов хозяйственной жизни, а также несуществующих объектов, отраженных в учете вместо другого объекта с целью прикрыть его, притворных сделок).

Руководителем организации отдано устное распоряжение руководителя компании о принятии к исполнению мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета. Каков порядок действий главного бухгалтера в этой ситуации?

Полагаем, что в подобной ситуации главному бухгалтеру нужно оформить докладную записку о несогласии с такими действиями. Это освободит его от административной ответственности и снизит риски привлечения к уголовной ответственности за экономические преступления (ст. 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП РФ, ст. 199, 199.1 и 199.2 УК РФ).

В такой докладной записке следует:

1. Подробно описать распоряжение, поступившее от руководителя, об отражении в учете конкретных фактов хозяйственной жизни (указав наименования контрагентов, реквизиты договоров, первичных учетных документов, счетов-фактур), обратив внимание на устную форму такого распоряжения.

2. Проинформировать руководителя организации о негативных налоговых последствиях принятия к учету таких фактов хозяйственной жизни и высокой вероятности привлечения к ответственности (со ссылкой на нормы НК РФ, КоАП РФ, УК РФ, постановление ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, позицию Минфина России, ФНС России, арбитражную практику, полученную информацию с сервисов ФНС России по проверке добросовестности контрагента и т. д.).

3. Изложить:

  • (либо) предложение об отказе от проведения в учете сомнительных фактов хозяйственной жизни;
  • (либо) просьбу письменно подтвердить поступившее устное распоряжение.

При этом докладную записку нужно адресовать напрямую руководителю организации (ч. 8 ст. 7 Закона о бухучете) даже при наличии в организационной структуре компании финансовой службы, возглавляемой финансовым директором, в состав которой входит бухгалтерия, и утвержденного регламента согласования решений, полномочий и ответственности в системе внутреннего контроля или специального подразделения компании, в обязанности которого входит исчисление налогов и составление налоговых деклараций.

Сам по себе составленный документ не освободит от ответственности главного бухгалтера, нужно, чтобы руководителем было оформлено письменное распоряжение (ч. 8 ст. 7 Закона о бухучете):

  • (либо) в виде резолюции руководителя на докладной записке;
  • (либо) в форме отдельного письменного распоряжения, изданного на основе докладной записки.

Докладная с резолюцией руководителя или отдельное письменное распоряжение:

  • подтвердит письменное указание руководителя компании об исполнении спорных фактов хозяйственной жизни;
  • освободит главного бухгалтера от административной ответственности;
  • будет расценена как смягчающее обстоятельство при применении ответственности за экономические преступления.

ИЗМЕНЕНИЕ 5. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Впервые на законодательном уровне введены специальные квалификационные требования к лицам, на которых возложено ведение бухгалтерского учета в общественно значимых компаниях, акции которых котируются на международном рынке. Установление этих требований является дополнительной мерой защиты интересов потенциальных инвесторов общественно значимых компаний, в том числе зарубежных, поскольку Закон о бухучете ставит во главу угла оценку финансового состояния экономического субъекта.

Согласно ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

  • иметь высшее профессиональное образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Указанным требованиям также должны соответствовать физические лица, с которыми организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Юридические лица, оказывающие такие услуги, должны иметь не менее одного работника, отвечающего установленным требованиям (ч. 6 ст. 7 Закона о бухучете).

Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами (ч. 5 ст. 7 Закона о бухучете).

Как видим, установленные Законом о бухучете требования к главным бухгалтерам достаточно простые. При этом ответственность за их нарушение не установлена. Это связано с тем, что ответственность является предметом других отраслей законодательства и обращаться в этом случае нужно к другим законам. Помните только, что у всех общественно значимых компаний, акции которых котируются на международном рынке, есть надзорные органы, контролирующие соблюдение действующего законодательства и имеющие для этого соответствующие механизмы воздействия.

Указанные требования обязательно нужно учесть специалистам кадровых служб общественно значимых компаний при заполнении формы для размещения вакансии и составления анкет кандидатов (соискателей) на вакантную должность главного бухгалтера.

Я работаю в отделе кадров страховой организации. В соответствии с новым Законом о бухучете к лицам, на которых в нашей организации возложено ведение бухгалтерского учета, предъявляются определенные квалификационные требования. Однако главный бухгалтер не имеет требуемого стажа работы. Является ли это основанием для его увольнения?

Перечисленные требования не применяются в отношении лиц, на которых возложено ведение бухгалтерского учета на день вступления в силу Закона о бухучете (1 января 2013 г.). На это указано в ч. 2 ст. 30 Закона о бухучете. Фактически данной нормой закреплено конституционное право работника на неухудшение условий вследствие изменения законодательной базы. Следовательно, ранее заключенные трудовые договоры (как и договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета) в случае несоблюдения требований ч. 4 и 6 ст. 7 Закона о бухучете на этом основании расторгаться не могут.?

ИЗМЕНЕНИЕ 6. КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ АТТЕСТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУХГАЛТЕРА

В Законе о бухучете нет никаких упоминаний о необходимости профессиональной аттестации бухгалтеров как обязательном условии выполнения ими работы по должности главного бухгалтера любой компании.

Формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров было предложено в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утв. постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283. в рамках реализации этого Постановления было разработано Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров, одобренное Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности, протокол № 8 от 30.09.1998 (далее - Положение об аттестации).

В пункте 1.2 Положения об аттестации установлено, что аттестация профессиональных бухгалтеров подтверждает:

  • соответствие специалиста требованиям профессиональной компетенции (уровень специальной подготовки, приобретенных навыков и накопленного опыта в соответствующей сфере деятельности);
  • способность специалиста в случае необходимости организовать качественную работу соответствующих служб в организациях различных форм собственности и отраслевой принадлежности, а также самостоятельно консультировать по вопросам бухгалтерского учета;
  • готовность специалиста к соблюдению норм профессиональной этики.

Аттестованным профессиональным бухгалтерам вручается квалификационный аттестат (п. 1.3 Положения об аттестации).

Кстати сказать

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, содержит перечень квалификационных требований к должности главного бухгалтера любой организации - это высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет. При этом в п. 10 «Общие положения» Квалификационного справочника указано, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Квалификационный справочник не является нормативным правовым документом, он носит лишь рекомендательный характер для организаций различных отраслей экономики, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм (п. 2 постановления Минтруда России от 21.08.1998 № 37).

С 1 января 2013 г. указанные положения Квалификационного справочника в отношении должности главного бухгалтера общественно значимых компаний применять нельзя, поскольку они не соответствуют нормам ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете.

Кроме того, были изданы:

  • Положение об аттестации Ассоциированных членов Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, претендующих на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера, утв. решением президентского Совета института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (протокол № 12/-05 от 21.12.2005);
  • Положение об аттестации Ассоциированных членов института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, претендующих на получение квалификационного аттестата резерва профессионального бухгалтера, утв. решением президентского Совета института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (протокол № 12/-05 от 21.12.2005).

В настоящее время многие бухгалтеры сдали (и продолжают сдавать) квалификационные экзамены, являются (становятся) членами института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России), регулярно повышают уровень своей профессиональной подготовки.

Тем не менее наличие квалификационного аттестата профессионального бухгалтера так и не получило законодательно определенного статуса. Закон о бухучете не выдвигает таких требований к главным бухгалтерам ни общественно значимых, ни обычных компаний.

Полагаем, что при размещении вакансий и в анкетах соискателей на должность главного бухгалтера вы можете указывать, что наличие квалификационного аттестата профессионального бухгалтера приветствуется как дополнительный фактор оценки профессиональной подготовки специалиста. так же как приветствуется в таких случаях наличие дипломов программ сертификации бухгалтеров по международным стандартам - МСФО ДипиФр (DipIFR), CPA, ACCA, CMA и др.

ИЗМЕНЕНИЕ 7. РУКОВОДИТЕЛЬ И ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР - ОДНО ЛИЦО

Теперь возложить ведение бухгалтерского учета на себя может только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства, кроме кредитных организаций (ч. 3 ст. 7 Закона о бухучете). раньше вести бухучет лично могли руководители любых организаций (подп. «г» п. 2 ст. 6 Закона № 129-ФЗ).

Какие организации относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства?

Критерии отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской Федерации» и в постановлении Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».